Хотя эксперты ВЭБа и посчитали свой индекс за январь текущего года, количество сделанных ими оговорок не позволяет относиться к нему хоть сколько-нибудь серьезно. Вот, что сказал на эту тему главный экономист ВЭБа А.Клепач: «В феврале Росстат произвел пересмотр ряда ключевых макропоказателей.... Эти статистические изменения существенно затрудняют анализ данных за январь. Отсутствие длинных рядов в промышленности не дает возможность полноценно устранить сезонный эффект, а отсутствие внутригодовой динамики ВВП за 2016 год позволяет лишь условно относить показатели января к показателям прошлого года.... В целом, по нашей косвенной оценке, ВВП вырос по отношению к декабрю на 0,3%. Однако мы считаем, что благоприятная январская статистика в основном связана с разовыми факторами, и в феврале вероятно относительное ухудшение ситуации.»
Интересно, что еще нужно Банку России, чтобы снизить ставку?
Росстат говорит о быстром замедлении инфляции. По его оценке в феврале потребительские цены выросли всего на 0,22%, что является историческим рекордом для этого месяца (ранее минимальное значение февральской инфляции составляло 0,37% и было зафиксировано в 2012 г.). Эксперты Банка России говорят, что и их оценка трендовой инфляции в феврале продолжила снижаться. Но пока всего этого недостаточно для Банка России, чтобы принять решение о снижении ключевой ставки, и я не представляю, какую еще информацию хочет получить руководство Центрального банка, чтобы решиться пойти на снижение ставки?
Более того, в последнем выпуске центробанковского бюллетеня «О чем говорят тренды» прозвучала новая угроза, которая вполне может быть озвучена руководством Банка России, если на своем очередном заседании, 24 марта совет директоров не примет решения о снижении ставки — более быстрая инфляция, измеряемая по корзине низкодоходных слоев населения. Вообще-то, это явление — более сильное инфляционное давление на бедных, хорошо известно в мире и не является ни уникально российским, ни уникально свойственным конкретному историческому моменту. Инфляция всегда сильнее бьет по бедным именно поэтому борьба с инфляцией всегда и везде является самым надежным способом повышения уровня жизни населения.
Что же касается ставки, то Банк России проводит уже совсем странную, на мой взгляд политику, наращивая объемы привлекаемых у банков депозитов, сохраняя депозитную ставку на уровне близком к 10% годовых.
На приведенном ниже графике хорошо видно, как, начиная с середины прошлого года, стремительно растет объем привлеченных Банком России депозитов с уровня 300 млрд.рублей в начале лета до 600-650 млрд.рублей в декабре. К этому времени цена на нефть уже выросла и колебалась в коридоре $45-50/барр., но члены ОПЕК еще НЕ договорились о сокращении объемов добычи нефти. Для меня стремительное укрепление курса рубля во второй половине прошлого года, случившееся вопреки всем сезонным факторам и неустойчивому счету текущих операций, несомненно является результатом мощного притока спекулятивного капитала, ориентирующегося на операции carry-trade, и который не мог упустить возможности заработать на высоких процентных ставках в России. 9-10% годовых по однодневным или недельным депозитам в Банке России — попробуйте найти что-то лучше и безопаснее.