5 Октября 2014, 15:02

«Последняя перевернутая страница в театре»: памяти Юрия Любимова

Сегодня, 5 октября, в Москве в возрасте 97 лет умер театральный режиссер и актер, создатель и художественный руководитель Театра на Таганке Юрий Любимов.

Алла Демидова, актриса, «Вечерняя Москва», 5 октября 2014 года:

Ушел могиканин, ушел гений театра, возмутитель спокойствия. Любимов взорвал в 1960-е годы академический театр и дал ему новые формы, новые направления, по которым работает современный театр. Конечно, о нем будут писать книги и диссертации защищать по его творчеству и более досконально изучать. Но в памяти, во всяком случае нашего поколения, останутся и гениальный «Добрый человек из Сезуана», и «Гамлет» с Владимиром Высоцким, и «Три сестры», и «Доктор Живаго», и все его поэтические спектакли.

Он был новатором. Причем новатором не в одном направлении, а каждый раз Юрий Петрович «взрывал» и тему, и автора по-своему. Когда говорили: «Поставил Любимов», это всегда было интересно.

Любимов уходит... Он был человек верующий, и я ему желаю царства небесного. Много его друзей и актеров, которые с ним работали, ушли, и я надеюсь, что в том райке они встретятся.

Наталия Солженицына, РИА Новости, 5 октября 2014 года:

Юрий Петрович Любимов был великим гражданином и великим режиссером. Он прожил очень долгую жизнь, ровесник революции, он родился в 17-м году, и на его долю упали многие страшные события, которые случались в нашей стране за этот 20-й век, даже в начале 21-го, который тоже дался нелегко.

Он преодолевал свой страх и всегда отстаивал свою гражданскую позицию. Я могу привести такой личный пример из жизни. Когда уже шла травля Александра Исаевича Солженицына, было понятно, что добром не кончится, он был уже в полной изоляции, в полной осаде. Ему тогда дала приют Лидия Корнеевна Чуковская, это была наша последняя зима в Москве.... И буквально за день до ареста, в такой полосе отчуждения, к нему пришли проститься двое мужчин — его друг, писатель Борис Можаев и его друг, режиссер Юрий Петрович Любимов. За ними, конечно, была слежка. Это был поступок очень смелый.

Он отстаивал свое дело, отстаивал свой театр. Пусть земля ему будет пухом.

Владимир Флейшер, директор Театра на Таганке, РИА Новости, 5 октября 2014 года:

Уход такого гиганта, человека-легенды, аналогов которому нет, горе для всех, не только для нашего театра.

Михаил Швыдкой, театровед, художественный руководитель Московского театра мюзикла, экс-министр культуры РФ, ТАСС, 5 октября 2014 года:

Наверное, есть какой-то магический смысл цифр в том, что Юрий Петрович родился в 1917 году — в год октябрьского переворота. Он был театральным революционером по сути своей. Когда он только начинал, мало кто мог представить себе, что в этом «голубом герое», игравшем на сцене театра имени Вахтангова в 40-50-х годах, проснется великий художник, для которого театр станет местом решения глобальных человеческих и исторических проблем.

Любимов был необычайно интимно связан с советской историей. Казалось, что до конца дней он «доругивался» с советской властью — Сталиным, Берией, которых, хотя и не знал лично, ощущал как человек советской эпохи.

Одновременно Юрий Петрович был театральным революционером. Недаром в его Театре на Таганке висели портреты Станиславского, Вахтангова, Мейерхольда и Брехта. Это были люди, которые в 20 веке перевернули представление о театре. Любимов следовал за ними.

Театр Любимова — это достояние не только русского, но и мирового театра. Это явление общемировое. Уход Любимова — это последняя перевернутая страница в театре, в котором работали Эфрос, Ефремов, Гончаров, Товстоногов.

Он ушел от нас, чтобы остаться с нами навсегда. В истории, как и в жизни, есть незаменимые люди. Вечная память Юрию Петровичу.

util