20 November 2014, 15:23

Антон Долин о прецеденте Мединского — Манского: «Политические взгляды деятеля культуры играют решающую роль поддержке его государством»

Виталий Манский. Фото: artdocfest.ru

Кинокритик Антон Долин о том, почему выпад министра культуры против Виталия Манского и его «Артдокфеста» — со всех сторон нелепость

— Во-первых, не сторож я брату моему, и не знаю, чего там Манский такого наговорил, и совершенно за этим не слежу. Люди, которые находятся в поле культуры, а не политики — может быть, я ошибусь, но мне кажется, что министр культуры тоже должен находиться в поле культуры, а не политики — не обязаны ни с какой стороны следить за тем, кто что думает о политике. Человек может быть лояльным власти, но быть абсолютно бездарным и даже вредным для культуры, и наоборот. Простой тому пример — это фильм «Левиафан». Мединский прямо говорил о том, что фильм ему не нравится, но фильм получал финансовую поддержку государства и был выдвинут российским оскаровским комитетом на «Оскар». И я знаю из неформальных источников, что Мединский говорил сам, что заинтересован в том, чтобы такую картину выпускали максимально большим тиражом. Она выйдет в феврале. Из этого следует, что, хоть картина и весьма критично настроена по отношению к современной русской государственности, это совершенно не препятствует ее продвижению, потому что фильм работает на имидж России как передовой страны в области кинематографа и культуры. Если принять эту логику, то никакие высказывания и мысли Манского никак не должны препятствовать поддержке фильмов Манского. Но это только одна сторона проблемы.

Вторая сторона проблемы в том, что Мединский почему-то считает себя российским государством. Он считает, что вправе говорить от лица государства и судить, что для государства вредно, а что полезно. Что, согласитесь, само по себе странно. Точно такое же олицетворение он производит в отношении Манского, считая, что где Манский, там и «Артдокфест». Манский, действительно, директор «Артдокфеста», но там показываются десятки, если не сотни разных картин. Это фильмы других режиссеров, которые могут не быть показанными или показ которых может оказаться под угрозой из-за того, что фестиваль не получает поддержки. Государство в лице Мединского здесь отказывается поддерживать показ документальных фильмов, а не политические высказывания Манского, который не является единоличным отборщиком «Артдокфеста» и не является режиссером всех фильмов, которые там показываются.

Есть фестивали, для которых государственная поддержка играет решающую роль. Если государство поддержит, то фестиваль будет, не поддержит — не будет. Есть фестивали, у которых это только часть бюджета, и они могут с трудом, затянув пояса, но обойтись. Я считаю, что принципиальный вопрос — это прецедент, который сейчас создает Мединский. А прецедент в том, что политические взгляды деятеля культуры играют решающую роль в том, будет ли государство поддерживать его культурную деятельность.

«Артдокфест» — это главный московский фестиваль документального кино. Это лучший способ узнать о том, что происходит в области отечественной и мировой документалистики, если ты живешь в России и, в частности, в Москве.

Министр культуры Владимир Мединский заявил вечером 19 ноября, что кинофестиваль «Артдокфест» не получит финансовой поддержки от государства из-за политической позиции президента фестиваля, режиссера-документалиста Виталия Манского. «Ни один проект Манского, в том числе и „Артдокфест“, не получит никогда никаких денег, пока я являюсь министром культуры,  сказал Мединский. — Он наговорил столько антигосударственных вещей, что пусть делает фестиваль за свой счет, никто не против. Мы же не запрещаем его фестиваль». Какие именно «антигосударственные вещи» говорил кинорежиссер, министр не уточнил. Сам Манский написал на своей странице в Facebook, что сделает официальное заявление о ситуации на пресс-завтраке «Артдокфеста» 27 ноября.

util