1 Января 2015, 13:50

Что общего между костромским чучелом, Дедом Морозом и богиней смерти

Иллюстрация: Василий Петров. «Тающая Снегурочка» Эскиз

Открытая Россия вспомнила тех, благодаря кому в России Снегурочка стала популярным персонажем. В родословной сегодняшней внучки Деда Мороза есть и языческие боги, и писатели, и композиторы, и политические деятели

Мифологические ипостаси Снегурки

Девочка из снега, которую вылепила бездетная крестьянская семья. Она оживает и становится дочкой этой пары, но история заканчивается печально: в разных версиях сказки девочка из снега либо теряется в лесу, либо тает в момент прыжка через костер: «Прыгнула над огнем и вдруг растаяла, превратилась в белое облачко». Эта версия происхождения Снегурочки, описанная филологом Еленой Душечкиной в книге «Русская елка. История, мифология, литература», перекликается с мифами о природных духах, гибнущих при смене сезонов, и с купальским обрядом инициации.

Кострома — локальное воплощение западно- и восточнославянской богини смерти, зимы и ночи Марены (или Мары; есть разные варианты ее имени), которая одновременно со смертью отвечает за плодородие. Обряд сжигания чучела Костромы был распространен во Владимирской, Костромской, Нижегородской, Пензенской и Саратовской губерниях. Чучело, изображающее Кострому, либо топили в реке, либо сжигали: этот обряд символизировал проводы зимы и должен был обеспечить плодородие земель, то есть смерть богини была необходима для будущего урожая.

Иллюстрация: Андрей Клименко. «Кострома»

По одной из версий, Кострома — это не просто богиня смерти, но и особый в славянской мифологии вид нечистой силы — в ней воплощались духи некоторых людей, умершие неестественной смертью. Эти покойники, по преданию, вредят живым, и, чтобы справиться с нечистой силой, дополнительно проводили обряд их символических похорон. К такого рода мертвецам относили самоубийц, некрещеных младенцев, детей, проклятых своими родителями, и людей, умерших от пьянства. Некоторые исследователи родословной Снегурки не признают эту версию ее происхождения, поскольку Снегурка добрая, а Марена-Кострома — злая.

Ардвисура Анахита — богиня замерзших вод. Как пишет историк и этнолог Светлана Жарникова, Дед Мороз — это изначально Варуна, бог ночного неба и вод, один из главных персонажей ведийского пантеона. Исследователь полагает, что Снегурочка — это воплощение замерзшей водной стихии вообще и замерзших вод священной реки Северной Двины в частности, Ардвисура Анахита же — ее альтер эго, богиня вод. «Еще в дозороастрийскую и древнеперсидскую верховную триаду, наряду с Ахура Маздой (Варуной) и Митрой, входила богиня вод Ардвисура Анахита... Она действительно Снегурочка, ведь Двина — это и текущие воды, и лед, и снег, и туман, и иней — вода во всех ее проявлениях, закрытых снегом», — рассказывает Жарникова.

Иллюстрация: Михаил Врубель "Снегурочка«

Кого благодарить за Снегурку на елках

Александр Афанасьев — собиратель фольклора. Нашел и записал народную сказку об ожившей девочке-Снегурочке. В 1867 году сказка вышла в книге «Поэтические воззрения славян на природу».

Николай Данилевский — автор, вероятно, первой стихотворной переработки этой сказки в 1860 году. «„Крошка!“ — молвила старуха, — „Будь отныне нашей дочкой!“ И, в тулуп закутав теплый, упосла Снегурку в хату», — пишет Данилевский. В его версии сказки Снегурка внезапно тает, когда идет по весенней улице с коромыслом: превращается в облачко и рассеивается в лазури.

Александр Островский — в 1873 году создал пьесу «Снегурочка» по мотивам записанной Афанасьевым сказки. В версии Островского Снегурочка — дочь Деда-Мороза и Весны-Красны, и погибает она во время летнего ритуала почитания бога солнца. Пьеса была напечатана в журнале «Вестник Европы», и в том же году поставлена на сцене Большого театра; большого успеха она тогда не получила.

Николай Римский-Корсаков — написал оперу «Снегурочка» по пьесе Островского и поставил ее в 1881 году. Это стало резонансным событием, и, вероятно, сыграло одну из решающих ролей в укоренении образа Снегурочки в русском коллективном сознании. Исследователи отмечают, что некая Снегурочка фигурировала на елках до революции, но не была равна в правах с Дедом Морозом. О ней читали стихи, в Снегурочек наряжали девочек, кукол-Снегурочек вешали на елки, но Дед Мороз оставался сам по себе.

Павел Постышев — советский партийный функционер и один из организаторов сталинских репрессий. В 1935 году в газете «Правда» вышла его статья, фактически вернувшая стране новогодние елки. С 1925-го по 1935 год новогодние елки осуждались советской властью как религиозный пережиток, и устраивать праздники с елкой и Дедом Морозом граждане могли только подпольно. «В дореволюционное время буржуазия и чиновники буржуазии всегда устраивали на Новый год своим детям елку. Дети рабочих с завистью через окно посматривали на сверкающую разноцветными огнями елку и веселящихся вокруг нее детей богатеев, — пишет Постышев в своей статье. — Почему у нас школы, детские дома, ясли, детские клубы, дворцы пионеров лишают этого прекрасного удовольствия ребятишек трудящихся Советской страны?... Следует этому неправильному осуждению елки, которая является прекрасным развлечением для детей, положить конец». Елена Душечкина отмечает, что Постышев, скорее всего, и был тем самым ребенком рабочих, который с завистью смотрел в окно на веселье «детей богатеев».

В 1939 году Постышева расстреляли как врага народа. В 2009-м тогдашний глава СБУ Украины назвал Постышева одним из организаторов Голодомора.

Иосиф Сталин — человек, без участия которого статья Постышева о реабилитации новогодних елок вряд ли появилась бы в газете «Правда». Как писал в своих мемуарах Никита Хрущев, однажды он ехал в одной машине вместе со Сталиным и Постышевым. «Постышев поднял тогда вопрос: „Товарищ Сталин, вот была бы хорошая традиция и народу понравилась, а детям особенно принесла бы радость — рождественская елка. Мы это сейчас осуждаем. А не вернуть ли детям елку?“. Сталин поддержал его: „Возьмите на себя инициативу, выступите в печати с предложением вернуть детям елку, а мы поддержим“. Так это и произошло. Постышев выступил в „Правде“, другие газеты подхватили идею», — вспоминает Хрущев.

Первая елка с официальным участием Снегурочки как внучки Деда Мороза состоялась в 1937 году в Колонном зале Дома союзов. С тех пор, появившись в сценариях праздников в роли внучки и помощницы Деда Мороза, она так ею и остается. Резиденция Снегурочки находится в Костроме, на улице Лагерной, дом 38.

util