12 Января 2015, 09:00

Питер Гринуэй, Госфильмофонд и «Рашка-говняшка»


Питер Гринуэй. Фото: Gregorio Borgia / AP

Классик британского кино Питер Гринуэй никогда не снимал комедийных сериалов. Но, похоже, сейчас сам против своей воли становится персонажем истории, достойной этого жанра

Гринуэй и Эйзенштейн

4 января в лентах новостей рунета появился удивительный сюжет: Госфильмофонд вернул Гринуэю сценарий на доработку. Произошло это так. Гринуэй, давно увлеченный русским искусством начала прошлого века, снял фильм о великом режиссере Сергее Эйзенштейне. Этот фильм под названием «Эйзенштейн в Гуанахуато», посвященный поездке режиссера в Мексику, включен в программу Берлинского фестиваля. Следующим проектом Гринуэя должен стать приквел этого фильма; его рабочее название «Рукопожатия Эйзенштейна». Фильм будет совместным производством Швейцарии, Франции и России; Госфильмофонд предоставляет съемочной группе архивы Эйзенштейна. Но у гендиректора Госфильмофонда Николая Бородачева возникли претензии к сценарию Гринуэя.

На сайте Госфильмофонда об этом сообщается кратко: «Режиссер представил готовый сценарий, однако специалисты фонда кинофильмов попросили внести некоторые изменения и отправили сценарий на доработку». Газета «Известия» объяснила причины такого нестандартного шага. Гендиректора не устроило то, что фильм затронет некоторые детали личной жизни Эйзенштейна, а именно его сексуальную ориентацию. Ориентация оказалась та, которая сейчас в России не в почете. «Я не хочу говорить про это, но как раз данная тема в сценарии нас не устраивает. Режиссер, в свою очередь, настаивает на том, что этот аспект жизни Эйзенштейна является важным для картины. Конечно, нужно учитывать, что сценарий написан в стиле Питера Гринуэя, но мы хотели бы видеть фильм немного другим. Если что-то пойдет не так, мы не будем заниматься проектом», — рассказал Бородачев «Известиям».

Сергей Эйзенштейн. Фото: AFP, архив

На следующий день в интервью Русской службе BBC Бородачев делал уже совсем другие заявления: «У меня был разговор с „Известиями“, как они его опубликовали, я не знаю. <...> Причина абсолютно не в гомосексуализме, я вообще об этом не говорил, это они инициировали этот вопрос». Претензии же, как говорит теперь Бородачев, связаны были... с тем, как Гринуэй трактует съемки «Броненосца Потемкина»: «Там преподносилось, что корабль был снят так-то, а он на самом деле был снят по-другому. Я Питеру говорил, что на экране-то получилось так, как задумывал художник. Тут чисто профессиональные вопросы. Вопрос нетрадиционной ориентации вообще не затрагивался».

Остается лишь предполагать, как же Гринуэй собирался снять корабль, если из-за этого директор Госфильмофонда практически пригрозил культовому режиссеру прекращением сотрудничества. Но этот курьезный случай выглядит не таким уж странным на фоне изменившегося в последние годы отношения российского государства к киноискусству.

Серебренников и Чайковский

В 2013 году популярный режиссер театра и кино Кирилл Серебренников собирался снимать фильм о Петре Чайковском. Министерство культуры поддержало проект и выделило на него деньги, составлявшие около 1/8 его бюджета. Более значительной поддержки режиссер ожидал от Фонда кино, государственной организации, созданной специально для поддержки отечественного кинематографа. Однако же Фонд кино финансировать проект отказался под предлогом отсутствия у фильма «зрительского потенциала».

Кирилл Серебренников. Фото: East News

Никто из официальных лиц не заявлял, что это решение как-то связано все с той же темой сексуальной ориентации, но в те дни министр культуры Владимир Мединский в интервью «Интерфаксу» рассуждал: «... Нет никаких доказательств, что Чайковский был гомосексуалистом. Чайковский был величайшим русским композитором — это факт. Чайковский — гений, и фильм, как считает творческая команда, надо снимать именно о гении Чайковского, а не о слухах вокруг его биографии». В результате производство фильма пришлось остановить, а уже выделенные на него средства вернуть государству.

Миндадзе и представления о войне

Именно после прихода Мединского на министерский пост стало меняться отношение государства к финансированию кинопроектов. Следуя заветам вождя пролетариата, считавшего кино важнейшим из искусств, министр взял курс на поддержку патриотического кинематографа. Особенно внимательно министерство стало относиться к исторической тематике; фильмы, трактующие историю недостаточно патриотически, поддержку получить не могут.

Так, в 2013 году министерство отказалось финансировать российско-германский проект сценариста и режиссера Александра Миндадзе «Милый Ханс, дорогой Петр», уже одобренный экспертной комиссией кинематографистов.

Александр Миндадзе. Фото: Alery Hache / AFP

Действие фильма происходит в 1940 году, его главный герой — немецкий инженер, работающий в Москве. Хотя фильм посвящен личным переживаниям героев, а вовсе не политике, неудовольствие чиновников вызвал исторический фон: сотрудничество СССР и гитлеровской Германии во время уже начавшейся мировой войны. «... Мы решили, что к 70-летию победы над Германией не должен выходить фильм, который не соответствует нашим представлениям о войне», — заявил директор департамента кинематографии Минкульта Вячеслав Тельнов. После обращения экспертов-кинематографистов к руководству министерства фильм Миндадзе все же получил финансирование от Фонда кино, но к доработке сценария пришлось привлечь предложенных министерством консультантов-историков.

Тодоровский и любовь к немке

Петр и Мира Тодоровские. Фото: East News, архив

В 2014 году министерство отвергло сценарий Петра Тодоровского «Встреча на Эльбе». Тодоровский не успел при жизни снять этот фильм, и реализовать его собиралась Мира Тодоровская, вдова режиссера. Но сценарий о любви советского офицера и молодой немки, написанный Тодоровским на основе его собственных фронтовых воспоминаний, забраковал Экспертный военный совет при Минкульте. На этот раз обращения кинематографистов к министерству эффекта не дали. Мире Тодоровской удалось найти частные средства, и сейчас она снимает фильм без государственной поддержки.

Кончаловский и французское Сопротивление

Андрей Кончаловский. Фото: Gabriel Bouys / AFP

Тогда же Андрей Кончаловский представил сценарий фильма «Вики» о судьбе Веры Оболенской, русской княгини, ставшей героиней французского Сопротивления. Все тот же Экспертный военный совет потребовал привести сценарий «в соответствие с исторической достоверностью». Фильм все же получил госфинансирование, а подробности предложенных правок остаются неизвестными.

Звягинцев и Левиафан

В 2014 году возникли проблемы с прокатом в России фильма Андрея Звягинцева «Левиафан», получившего приз Каннского фестиваля за лучший сценарий и «Золотой глобус», а также номинированного на «Оскар». На этот раз дело в том, что в фильме встречается ненормативная лексика. «Левиафан» не пострадает от того, что из него вырежут мат. Фильм талантливый, но он мне не понравился«, — заявил по этому поводу министр культуры. В результате Звягинцеву пришлось переозвучить некоторые сцены.

Андрей Звягинцев. Фото: Loic Venance / AFP

В декабре прошедшего года Мединский афористично сформулировал свое отношение к государственной поддержке кинематографа: «В чем я не вижу смысла — это снимать киноленты на деньги министерства культуры, которые оплевывают выбранную власть, даже не критикуют. Это про тех, кто снимает кино по принципу „Рашка-говняшка“. Зачем? Какой-то государственный мазохизм». За экспрессивную лексику министр вскоре извинился, но подчеркнул, что не отрекается от своих слов по сути.

На таком фоне остается лишь порадоваться за то, что проблема со сценарием Питера Гринуэя преодолена. Но сюжет с Госфильмофондом продолжает развиваться. В том же интервью BBC директор Госфильмофонда заявил, что Гринуэй собирается посетить Крым и, возможно, снимет там некоторые сцены своего фильма. «Думаю, на него санкции не повлияют, он не тот человек», — отметил Бородачев. Со стороны это похоже на компромисс: запретная тема в обмен на Крым. Скорее всего, нас ждут и другие новости о судьбе этого проекта.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

Матвей Ганапольский: «За что получает по сусалам г-н Мединский»

util