10 Января 2015, 16:20

Как теракт в Париже прервал рекламную кампанию романа Мишеля Уэльбека

Мишель Уэльбек: «в 2015-м я останусь без зубов», «в 2022-м я праздную Рамадан!» (карикатура на первой полосе последнего номера Charlie Hebdo)

Фото: Bertrand Guay / AFP

Литературный критик Николай Александров о новой книге французского писателя как тяжелом предвестии 7 января

Новый роман Мишеля Уэльбека «Подчинение» (Soumission) вышел в начале года и сопровождался широкой рекламной кампанией. Уэльбек давал интервью, выступал на радио и на телевидении, а вокруг его произведения велись бурные споры.

Последний номер журнала Charlie Hebdo вышел с карикатурой на Уэльбека на первой полосе, новому роману писателя были посвящены и другие страницы издания.

6 января Уэльбек выступал на втором канале французского телевидения. Утром 7 января отвечал на вопросы журналистов в программе радио France Inter. В 11:30 было совершено нападение на редакцию Charlie Hebdo. В числе погибших двенадцати человек был и хороший знакомый Уэльбека Бернар Марис. Марис, в частности, был автором работы «Уэльбек-экономист». Она вышла в издательстве Flammarion. Здесь же был напечатан и роман Уэльбека «Подчинение».

В 13 часов руководство Flammarion эвакуировало парижский офис издательства. Мишель Уэльбек, потрясенный терактом и гибелью Бернара Мариса, прервал рекламную кампанию романа и уехал из Франции, отказавшись от предложения французской полиции обеспечить персональную охрану.

Начиная с «Элементарных частиц», выход каждого нового произведения Уэльбека (включая роман «Карта и территория», ставшего лауреатом Гонкуровской премии в 2010 году) вызывает споры и скандалы. Самый яркий пример — скандал, разыгравшийся после публикации романа «Платформа». Помимо шокирующе откровенных эротических страниц, бурную реакцию вызвали антиисламские высказывания писателя. Более того, они стали поводом судебного разбирательства. Впрочем, дело в суде Уэльбек выиграл.

Суть, однако, не только в скандалах. При всем своем странном, асоциальном и эпатирующим облике (множество журналистов, и не только во Франции, знают, как мучительно брать у Уэльбека интервью: он тянет фразы, говорит медленно, невнятно, с огромными паузами) Уэльбек обладает репутацией серьезного писателя. По стилю, по манере письма, по огромному количеству цитат, скрытых отсылок к философским и художественным текстам он явно отличается от современных популярных беллетристов. Его романы всегда актуальны, всегда продиктованы злобой дня и очень часто оказываются мрачным предвестием событий ближайшего будущего. Так было с «Платформой», где Уэльбек, по существу, предсказал последовавший вскоре бунт парижских предместий, разгул насилия в парижских окраинах. Но случай с последним романом — еще более разителен.

«Подчинение» — футурологический роман, антиутопия и политическая сатира. Уэльбек остается верен себе, это не первый его опыт антиутопии, а эротическая, сексуальная составляющая на сей раз отражена уже в заглавии (у слова Soumission есть садо-мазохистские коннотации). Но все-таки именно политика здесь на первом плане.

Главный герой — филолог Франсуа, специалист по творчеству Гюисманса и декадентской литературе рубежа XIX-XX веков. Действие происходит в 2022 году. В результате выборов к власти приходит партия «Исламское братство», возглавляемая Мохаммедом бен Аббесом. Спустя некоторое время устанавливается новый порядок. Во главе Франции стоит президент-мусульманин. Полигамия разрешена. Франция выступает с новой геополитической инициативой — превратить Европу в Мусульманские Средиземноморские штаты. И даже Сорбонна теперь называется Исламским университетом Парижа.

Понятно, почему роман сразу же стал объектом ожесточенной полемики. Полемики, которая прервалась нападением на редакцию Charlie Hebdo.

ЧИТАЙТЕ И СМОТРИТЕ ТАКЖЕ:

Мы — Charlie Hebdo

util