27 Января 2015, 18:00

Телеканал «Дождь»: год в блокаде

Наталья Синдеева и Александр Винокуров, 4 февраля 2014 года. Фото: Александр Земляниченко / AP

Сегодня Госдума во втором и третьем чтении приняла закон, согласно которому кабельные телеканалы вновь получат возможность размещать рекламу в эфире. Окончательная версия документа дает право показывать рекламу каналам с 75% передач российского производства — такую норму накануне рекомендовал думский комитет по информполитике.

26 января 2014 года телеканал «Дождь» задал своим зрителям вопрос: «Нужно ли было сдать Ленинград, чтобы сберечь сотни тысяч жизней?». Вопрос появился в прямом эфире программы «Дилетанты», посвященной годовщине снятия блокады (это событие произошло 27 января 1944 года), был продублирован в микроблоге канала и вызвал небывалый резонанс в интернете.

В течение последующих дней с осуждением выступили известные политики и общественные деятели. В частности, Владимир Жириновский заявил, что подобные вопросы должны наказываться по закону, и предложил ввести уголовную ответственность за «оскорбление» памяти о событиях Великой отечественной войны. Пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков заявил, что «Дождь» «перешел все грани допустимого».

Главный редактор журнала «Дилетант» Виталий Дымарский, выступивший ведущим программы о блокаде в Ленинграде, открестился от вопроса, заявив, что «не несет ответственности за материалы в других СМИ». Выпуск «Дилетантов», посвященный блокаде «Ленинграда», стал последним в истории программы.

Вскоре после выхода программы в эфир представители крупнейших кабельных и спутниковых телесетей России заявили, что исключают «Дождь» из пакетов вещания. В частности, пресс-служба «НТВ-плюс» распространила заявление о том, что затронутая «Дождем» тема «наносит вред» репутации сети. В то же время опрос посетителей сайта телеоператора показал, что «Дождь» нравится подавляющему большинству абонентов. На пресс-конференции в начале февраля инвестор телеканала Александр Винокуров заявил, что доступ к «Дождю» остался у 2 млн российских домохозяйств — 26 января эта цифра составляла 17,4 млн. Гендиректор канала Наталья Синдеева принесла публичные извинения всем, кого мог оскорбить вопрос в программе, отметив, что его «надо было формулировать аккуратнее». Синдеева добавила, что считает реальной причиной атаки на телеканал профессиональную деятельность редакции, в частности, публикацию репортажей о недвижимости высокопоставленных чиновников.

Лишившись крупнейшего канала дистрибуции и значительной части рекламных средств, «Дождь» был вынужден начать сбор пожертвований на дальнейшую деятельность — в ходе телемарафона, прошедшего в марте, редакция получила 40 млн. рублей, что позволило продолжить работу в течение двух месяцев.

1 июля 2014 года Госдума приняла закон о запрете рекламы на телеканалах, входящих в пакеты спутниковых и кабельных операторов. По официальным данным, за принятие документа, вступающего в силу с 1 января 2015 года, проголосовали 234 из 439 присутствовавших депутатов. Спустя неделю Александр Винокуров опубликовал отчет о деятельности канала, согласно которому доходы за пять месяцев превысили 128 млн рублей, а расходы составили более 154 млн рублей.

10 июля гендиректор «Дождя» Наталья Синдеева объявила, что стоимость годовой подписки на телеканал возрастает почти в пять раз — с 1000 до 4800 рублей. «Теперь, в силу и ситуации, и законодательных изменений, закрывать наш бюджет в 26 миллионов рублей в месяц мы можем лишь за счет доходов от подписки», — говорилось в обращении Синдеевой к зрителям «Дождя».

Владимир Путин еще в апреле отметил, что готов избавить канал от «избыточного внимания проверяющих органов» (за месяц до этого «Дождь» стала проверять налоговая служба), и добавил, что считает «Дождь» интересным, однако редакцией были допущены «ошибки, оскорбившие большое количество наших граждан». Несмотря на позицию президента России, представители телеоператоров отказывают в трансляции «Дождя», ссылаясь на отсутствие «команды сверху», — сообщал Александр Винокуров в конце мая. Спустя несколько недель Путин заявил, что не намерен вмешиваться в судьбу канала и не имеет отношения к решению телеоператоров.

По словам Винокурова, позицией властей в частной беседе объясняли свое решение и собственники бизнес-центра «Красный октябрь» — в марте они объявили «Дождю», что не собираются продлевать договор аренды, истекающий 20 ноября 2014 года. Летом инвестор телеканала заявлял, что рассматривает вариант переезда в бизнес-квартал «Красная роза», однако в декабре стало известно, что договор с этим арендодателем не будет подписан по причине сокращения бюджета.

После выезда из арендованного помещения «Дождь» около месяца вещал из студии, развернутой в редакции журнала «Сноб» на «Красном октябре», однако в начале декабря Роскомнадзор заявил, что ведет проверку по поводу смены фактического адреса канала, и редакцию вновь попросили покинуть занимаемые площади. Сейчас «Дождь» выходит в эфир из квартиры одного из сотрудников, адрес которой держится в тайне.

В январе 2015 года в Госдуму был внесен закон о снятии запрета на размещение рекламы для кабельных каналов, 100% передач которых составляет «национальный продукт», то есть программы, произведенные российскими юридическими лицами, по заказу таких юридических лиц или профинансированные из России более, чем на 50%. В минувшую пятницу закон был принят в первом чтении; тогда Наталья Синдеева рассказала «Открытой России», что «Дождь» попробует снова продавать рекламу в эфире, несмотря на то, что телеканал фактически перешел на подписную модель.

В телефонном разговоре с «Открытой Россией» Александр Винокуров сообщил, что ситуация с распространением «Дождя» через кабельные и спутниковые сети пока не изменилась. По словам инвестора, коммерческая служба телеканала регулярно направляет предложения о сотрудничестве крупным телесетям. По словам Винокурова, в течение нескольких дней «Дождь» подпишет договор об аренде помещения на территории дизайн-завода Флакон на севере Москвы — о переговорах телеканала с этим арендодателем стало известно неделю назад.

util