15 Февраля 2015, 11:00

Режиссер «Тангейзера» в ответ на возмущение архиерея РПЦ: «Приглашаю всех усомнившихся посетить ближайшие спектакли»

Фрагмент спектакля «Тангейзер». Фото: Виктор Дмитриев / «ВКонтакте»

Режиссер театральной постановки «Тангейзер» Тимофей Кулябин по просьбе Открытой России ответил на праведный гнев митрополита Сибирского и Бердского Тихона, решившего через прокуратуру защитить от этой оперы верующих:

Сама средневековая история Тангейзера и ее вариант, рассказанный в оригинальном либретто Вагнера, — это история человека, который согрешил настолько сильно, что не был прощен даже Папой Римским и только заступничество святой Елизаветы Тюрингской спасло его от вечной смерти. Пребывание христианского рыцаря в Венерином гроте — это великий грех, требующий великого раскаяния и великой жертвы. Так это рассказано и в оригинальной средневековой поэме, и в опере Вагнера.

В постановке, несмотря на ее современные реалии и другую природу «греха» главного героя, эта коллизия присутствует в полной мере. Шок, который вызывает у общества поступок Тангейзера, как и в оригинале, приводит героя к трагическому финалу.
И хотя мы, авторы спектакля, не ставили себе специальной задачи рассказать историю греха и раскаяния, вся эта проблематика напрямую связана с дискуссией о свободе художника, которая сегодня является одной из самых острых — как в Европе, так и в России. Люди, которые видят в этом спектакле выпад против христианских ценностей, не очень внимательно отнеслись и к сюжету новой постановки, и к тому, что имелось в виду в оригинальном либретто. Приглашаю всех усомнившихся посетить ближайшие спектакли и не доверять поспешным выводам, сделанным, как правило, на основании публикаций в СМИ.

Напоследок имеет смысл напомнить, что весь конфликт оперы Вагнера (который пережил периоды и атеизма, и истового католицизма) имеет отношение к католической вере, и сама ситуация паломничества Тангейзера в Рим за отпущением грехов у Папы выводит сюжет за рамки православия. Все это создает достаточную дистанцию между православными верующими и реалиями постановки.

Тимофей Кулябин (в центре) на премьере оперы «Тангейзер». Фото: Виктор Дмитриев / «ВКонтакте»

Премьера оперы Рихарда Вагнера «Тангейзер» в постановке режиссера Тимофея Кулябина и музыкального руководителя и дирижера Новосибирского театра оперы и балета Айнарса Рубикиса состоялась в этом театре в конце декабря 2014 года. Режиссер радикально переосмыслил сюжет вагнеровской оперы: действие у него происходит в наши дни, а Тангейзер из средневекового рыцаря превратился в кинорежиссера, снимающего скандальный фильм об Иисусе Христе и богине Венере.

«Я написал письма и губернатору, и в Законодательное собрание, и прокурору, но ответов не получил. Прошло уже около месяца. Я там говорил только о соблюдении законодательства. Мы не эксперты и не собираемся говорить, хорошо это или плохо, мы только говорим о соблюдении прав верующих. Есть права, и их надо соблюдать»; «Там нарушаются права верующих людей, используется не по назначению церковная символика. Верующие люди возмущены» — с такими словами выступил архиерей на пресс-конференции 13 февраля.

Около месяца назад новосибирский митрополит Тихон призывал работников прокуратуры к наведению нравственного порядка в стране и по другому случаю — а именно прибыв на торжество в честь профессионального праздника прокуроров. В своей приветственной речи, пересказанной на сайте Новосибирской митрополии РПЦ, Тихон напомнил им о важности воспитательной работы с гражданами, объяснив: «Закон очень важен для нас, но невозможно к каждому человеку приставить полицейского или прокурора — наше поведение должна контролировать совесть. Большинство проблем заключается в душе человека, поэтому необходимо обращать внимание на традиции, духовные скрепы, которые соединяют наши личности в единый народ».

util