6 Апреля 2015, 22:51

Что случилось с крымскими СМИ в России

Сотрудник ОМОНа перед здание телеканала во время обыска, 26 января 2014 года. Фото: Макс Ветров / AFP

После включения Крыма в состав России местные СМИ должны были пройти регистрацию в российском регулирующем органе — Роскомнадзоре. Телеканалы и радиостанции обязали получить российские эфирные лицензии, подтверждающие их право использовать передатчики для трансляции своей информации. К 1 апреля 2015 года регистрацию удалось пройти 232 изданиям, 207 из них действовали на территории республики еще при украинской власти. 25 зарегистрировавшихся изданий — российские, в течение года пришедшие на полуостров

По данным газеты «Новые известия», в украинском реестре крымских СМИ числится порядка трех тысяч изданий. Не все из них действительно работали, однако целому ряду СМИ не удалось пройти регистрацию. М ногим журналистам пришлось уехать из республики из-за преследования властями.

Холдинг ATR — телеканал, радиостанции, новостной сайт

Кроме телеканала ATR, закрытие которого вызвало международный скандал, в медиа-холдинг ATR входили детский телеканал Lale, радиостанции «Мейдан-ФМ» и «Лидер», а также новостной портал «15 минут». Ни одному из этих СМИ не удалось пройти перерегистрацию по российскому законодательству. При этом радиочастоты при распределении остались за медиахолдингом; теоретически, у радиостанций есть шанс вернуться в эфир.

«Черноморская телерадиокомпания» и радиостанция «Ассоль»

Принадлежащую бывшему депутату Верховной Рады от партии «Батькивщина» Андрею Сенченко «Черноморскую телерадиокомпанию» власти Крыма отключили от эфира еще до проведения референдума о статусе полуострова. 28 июня 2014 канал убрали из кабельных сетей. В августе того же года из-за долга Радиотелевизионному передающему центру (РТПЦ) было арестовано имущество канала. В декабре канал официально лишили лицензии на вещание.

К апрелю 2015 года собственникам канала не удалось даже перерегистрировать в России юридическое лицо; его возвращение в эфир в такой ситуации исключено. Вместе с телеканалом в холдинг также входила радиостанция «Ассоль», ее вещание прекратилось 31 марта.

Центр журналистских расследований

1 марта 2014 года в Крыму был захвачен офис Центра журналистских расследований, расположенный в симферопольском Доме профоюзов.

При украинской власти журналисты Центра регулярно публиковали антикоррупционные расследования, после присоединения Крыма местные власти такую работу терпеть не стали.

Имущество Центра было арестовано, его журналистов стали регулярно вызывать на беседы в ФСБ. Редакция ЦЖР переехала в Киев. В марте 2015 года оперативники ФСБ произвели обыск в доме журналиста Центра Натальи Кокориной. Против другого автора ЦЖР — Анны Андриевской — было возбуждено уголовное дело по статье 280 УК РФ (публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности). В России ей грозит 5 лет тюрьмы, однако Андриевская живет в Киеве.

«Сан-Фуэто»: божий промысел в Феодосии

По данным онлайн-журнала Slon Magazine, cегодня в Крыму не работает практически ни одна радиостанция, вещавшая здесь до 2014 года. При перераспределении радиочастот большинство местных вещателей проиграли конкурс новым крымским компаниям или российским СМИ.

Частота для радиостанции — дефицитный ресурс, в регионах стоимость одной частоты оценивается в 300–500 тысяч долларов. Однако некоторые бизнесмены смирились с потерей такого ресурса. Так, в Феодосии радиочастота, принадлежавшая ранее телерадиокомпании «Сан-Фуэто», досталась православной радиостанции «Вера».

Комментируя итоги конкурса, генеральный директор «Сан-Фуэто» Роман Москвин, предположил, что в распределении частот не обошлось без высших сил. «Я тоже православный. Это божий промысел!», — сказал Москвин.

СМОТРИТЕ ТАКЖЕ:

Ленур Ислямов: «Печально, что Россия, придя в Крым, так до сих пор и не поняла, зачем она это сделала»

util