23 Апреля 2015, 09:00

«Би-би-си» о приемах дезинформации на российском телевидении

Сепаратисты смотрят новости по телевизору в Донецке. Фото: AFP

Аналитик СМИ Стивен Эннис посмотрел выпуски новостей российских телеканалов и обнаружил в них намеренную дезинформацию и манипуляцию сознанием зрителей

На примере того, как российское телевидение освещает бои у села Широкино на востоке Украины, можно увидеть, какие приемы оно использует, чтобы создать у зрителя превратное впечатление о конфликте в этом регионе.

Широкино — ключевая точка возле стратегически важного портового города Мариуполя. Несмотря на соглашение о прекращении огня, достигнутое в феврале в Минске, там в последнее время регулярно происходят боевые действия.

Кадр: телеканал «Россия 1»

1. Дезинформирующий видеоряд

На протяжении прошедшей недели российское телевидение постоянно утверждает, что соглашение о прекращении огня в районе Широкино нарушают исключительно украинские вооруженные силы, в особенности добровольческий батальон «Азов». В действительности же, согласно отчетам миссии наблюдателей ОБСЕ, с трудом достигнутое перемирие нарушают обе стороны.

В выпуске новостей в прайм-тайм 20 апреля на официозном канале «Россия 1» прозвучало утверждение, что нарушения перемирия со стороны Украины стали каждодневной практикой.

Когда корреспондент произносил эти слова, зрителям демонстрировали разрушенные здания и что-то похожее на труп, прикрытый розовой простыней. Затем показали, как четверо наблюдателей ОБСЕ уносят этот труп на импровизированных носилках.

Кадр: телеканал «Россия 1»

Зритель,сопоставив изображение и комментарий корреспондента, должен сделать вывод, что перед ним жертва украинского обстрела.

Но, как явствует из репортажа «Радио Свобода», убитый на самом деле был гражданином Грузии, воевавшим на стороне Украины; он был застрелен при попытке установить украинский флаг на территории, контролируемой сепаратистами, поддерживаемыми Россией. В репортаже «Радио Свобода» заместитель главы миссии наблюдателей ОБСЕ Александр Хаг объяснял, что тело погибшего было заминировано. Он также сказал, что впоследствии тело было возвращено украинской стороне.

Использование дезинформирующего видеоряда для российского ТВ — уже избитый прием. Другой недавний пример можно найти в репортаже принадлежащей «Газпром-Медиа» телекомпании НТВ от 5 апреля, где житель Восточной Украины утверждал, что видел военный самолет, летящий рядом с малайзийским «Боингом», сбитым в июле. Пока он говорил, на экране был истребитель, летящий сквозь облако дыма.

Предполагалось ли, что зритель должен поверить, будто ему показывают тот самый украинский самолет? Трудно сказать, но картинка явно должна была добавить словам «очевидца» ложной весомости.

2. Вымышленные истории

Российское телевидение не только рассказывает о нарушениях перемирия со стороны украинских военных, оно также обвиняет их в умышленном насилии против гражданского населения.

Корреспондент Александр Билибов комментировал то, что зрители видели на экране: «В этом видеоролике, который украинские силовики сами выложили в интернет, вы видите позиции батальона „Азов“ около Широкино. Бойцы Национальной гвардии прицельно стреляют по местным жителям, которые осмеливаются выйти на улицу».

Кадр: телеканал «Россия 1»

Однако полная версия этого видеосюжета, размещенная, среди прочих мест, на украинском сайте «Цензор.нет», рассказывает совсем другую историю. Во-первых, минометным выстрелам предшествовала интенсивная стрельба из ручного оружия; можно предположить, что боестолкновение уже продолжалось некоторое время (миссия ОБСЕ отмечала многочисленные перестрелки в Широкино).

Во-вторых, боец, чей голос слышен в видеосюжете, стреляет вовсе не по гражданским лицам на улице. Он говорит, что в маленьком домике живая сила сепаратистов и что они, похоже, пытаются оттуда уйти. Чуть позже минометный обстрел накрывает намеченную цель.

3. Ложная интерпретация и отсечение неудобной информации

Непосредственно после видеофрагмента с минометным огнем в сюжете Билибова появляется пожилая женщина, одна из нескольких дюжин гражданских жителей, до сих пор остающихся в Широкино. «Они стреляли в вас?» — спрашивает Билибов. Женщина в слезах рассказывает ему, что ей пришлось прятаться от стрельбы в погребе.

Женщина представлена как очередная жертва безжалостных «карателей», как любит называть украинские войска российское государственное телевидение.



Кадр: телеканал «Россия 1»

Но хотя она вполне могла пострадать от украинского минометного обстрела, мнение этой женщины о конфликте разительно отличается от того, которое представлено российским ТВ.

Несколькими днями раньше в сюжете корреспондента международного новостного канала VICE News Саймона Островского эта же женщина ругала представителя армии сепаратистов Эдуарда Басурина.

Она говорила, что была напугана появлением вооруженных людей на улицах и умоляла Басурина оставить ее село в покое. «Мы хотим, чтобы вы установили границу и оставили нас в Украине», — говорила она сепаратисту.

Как обнаружил сам Островский после того, как в прошлом году в Восточной Украине попал в плен к поддерживаемым Россией повстанцам, российское государственное телевидение не показывает сюжеты, которые не подходят к кремлевской повестке дня.

Вскоре после своего освобождения из плена Островский дал интервью корреспонденту канала «Россия 1» Евгению Попову, где рассказал, как с ним обращались сепаратисты. Но интервью так и не появилось в эфире «России 1», поскольку, как заметил Островский, оно не соответствовало пропагандистским целям канала.

Оригинал статьи: Стивен Эннис, «Как российское телевидение дезинформирует зрителя касательно Украины», BBC.co.uk, 22 апреля

util