18 Мая 2015, 21:40

Куратор нового социального проекта Театра.doc: «Мы возвращаемся к старой идее Дома культуры»

Сцена из спектакля «Молчание на заданную тему». Фото: Олег Карлсон / Facebook

Театр.doc запустил социальный проект, нацеленный на создание площадки для общения жителей Басманного района. Ближайшее событие — «Чтение по кругу романа Томаса Манна «Волшебная гора» 23 мая. Куратор проекта Всеволод Лисовский рассказал Открытой России о новой просветительской концепции

— Почему театр стремится познакомиться со своими новыми соседями? (Новое здание располагается в Басманном районе. — Открытая Россия.)

— Несколько месяцев назад Театр.doc при определенных обстоятельствах переехал из района Патриарших прудов на Спартаковскую улицу, это возле станции метро «Бауманская», и оказался в новых условиях. Потому что район Патриарших прудов довольно специфичен: его нельзя назвать в чистом виде жилым районом, там определенная публика. А теперь мы оказались внутри, с одной стороны, центрального, исторического района, с другой стороны — района жилого. Поэтому возникла потребность создать коммуникацию с социальным окружением, с людьми, которые живут в этом районе. Нам показалось, что театр должен не только выполнять свою основную функцию места, куда человек приходит, покупает билет и смотрит спектакль, а вообще стать местом аккумуляции социальной активности людей. Мы просто пытаемся наладить контакт в любых формах; собственно говоря, мы только начинаем.

Формы мы тоже изобретаем. Попробовали в субботу провести акцию «Молчание на свободную тему». У театра есть спектакль «Молчание на заданную тему», там зрители молчат с актером. Мы провели «Молчание на свободную тему», это просто возможность для людей прийти и помолчать. Мы исходили из того, что возможностей просто посидеть в тишине не так много, и хотели дать людям такую возможность. К сожалению, была ужасная погода, и пришло очень мало людей, — но мы попыток оставлять не будем, мы в самом начале пути.

Следующая форма у нас — чтение. «Чтение по кругу» — это, опять же, форма коммуникации. То, что это книга «Волшебная гора», — не принципиально, могла быть любая другая, просто эта нам нравится. Должна быть большая, толстая, хорошая книга, которую приятно читать. Вообще этому определению соответствует достаточное количество произведений, но вот выбрали это.


Всеволод Лисовский. Фото: Олег Карлсон / Facebook

Потом, через неделю, мы планируем устроить такое соседское застолье. Во двор Театра.doc будут вынесены столы, все будут приходить с каким-то своим угощением, сидеть, пить чай, рассказывать друг другу свои истории. Наши актеры и драматурги будут какие-то монологи из спектаклей читать, а жители района — какие-то свои истории рассказывать. С этой формой у нас есть некоторая корысть, потому что мы, помимо всего прочего, сейчас запускаем проект «Говорящий город». Мы хотим вывести вербатим-спектакли за пределы театрального пространства, чтобы, условно говоря, этот спектакль играл сам город: дома, фонарные столбы, песочницы, все что угодно. И рассказы жителей мы надеемся использовать в рамках этого проекта.

— А как вы приглашаете жителей района?

— Мы вешаем афиши, раздаем на улице флаеры. Ищем группы в социальных сетях, которые охватывают именно этот район — Басманный, — как-то с ними пытаемся коммуницировать. На самом деле это довольно серьезная проблема — найти форму коммуникации. Это не очень просто, и будет решаться не одномоментно. Надо, чтобы пришел один человек, привел за собой второго — только так.

— Есть ощущение, что людям понятно ваше желание общаться?

— Еще зимой, когда мы только въехали сюда, мы провели экскурсию для жителей района. И в общем было ощущение, что эта коммуникация им интересна. В принципе, не так много таких возможностей. Каких-то мест, где люди могут собираться; не клубов по интересам, а именно по территориальному принципу. Собственно говоря, мы возвращаемся к старой идее Дома культуры. Потому что различных кружков сейчас достаточно. А вот именно форма клуба, который объединяет по территориальному принципу, еще не очень работает: ее сейчас нет, поэтому с ней хочется работать.

Здание Театра.doc на Спартаковской улице. Фото: Марина Крижевская / Facebook

— Вы беспокоитесь о том, что, если театру снова придется переезжать, эта работа окажется потерянной?

— Конечно, есть вероятность, что придется переезжать, но это же не повод для того, чтобы ничего не делать. Если придется переезжать — будет другая ситуация, с которой тоже нужно будет как-то работать. Пока мы находимся здесь и должны действовать так, как и надлежит действовать, находясь здесь.

util