26 Мая 2015, 16:12

Метаморфозы Елены Ямпольской

Елена Ямпольская. Фото: portal-kultura.ru

На сайте газеты «Культура» появился опрос, посвященный недавним событиям в РГГУ. Вопрос звучит так: «Как, на Ваш взгляд, остановить превращение государственных вузов в рассадники либерализма и кузницу кадров для российского майдана?»

Этот опрос соседствует на главной странице сайта с такими заголовками: «Предупрежден — значит не оскорблен?», «Юрий Кублановский: «Бродский был бы рад возвращению Крыма», «Когда Шойгу был маленький» и так далее.

Газету «Культура» с 2011 года возглавляет Елена Ямпольская, ранее занимавшая пост заместителя главы отдела культуры «Известий». Ее назначение на место главного редактора сопровождалось демаршем сотрудников, которые не захотели работать под ее руководством. В частности, музыкальный обозреватель Дмитрий Морозов написал на своей странице в фейсбуке: «Даже в страшном сне мы не могли себе представить, что работа в этой газете в какой-то момент окажется несовместимой с сохранением профессиональной репутации и элементарного самоуважения».

Реакция журналистов может быть связана с противоречивым творчеством Елены Ямпольской. Автор афоризма «оскорбление патриарха на „Серебряном дожде“ и убийство пятилетнего мальчика во Владимирской области — события из одной цепочки» ранее выпустила книгу «Гимн настоящей стерве, или Я у себя одна», где есть, например, такой пассаж: «Стерва сексуальная — это зрелая, самостоятельная женщина, которая твердо знает, что она не червонец, чтобы всем нравиться, а гораздо лучше червонца, и ценность ее уникальна... Ну, люблю я! Себя!.. И если в конце концов мне удалось стать эгоисткой, так это лично моя заслуга. Кстати, хорошо бы себе за это что-нибудь подарить. Проложить путь к сердцу через пенис не составляет труда. Но тут наступает момент истины, когда ты осознаешь, что, вероятнее всего, он любит не тебя, а твой клитор».

Впрочем, как «стерву сексуальную» Ямпольская позиционировала себя давно, еще в 2004 году. Сейчас главред «Культуры» скорее Ульяна Скобейда, чем Кэрри Бредшоу. Авторские колонки Елены Ямпольской наполнены ура-патриотизмом и праведным гневом, который она обрушивает на режиссеров, писателей, журналистов и «либералов»:

«Давайте прикинемся, будто талант режиссера определяется „Золотой маской“ — это позволит произвести Тимофея Кулябина в мэтры. Кто-то в запале даже сравнил его с Бродским: оба, мол, пострадали от государства. А что такого? Иосиф Александрович умер, ему все равно, а нам приятно»

«Полмесяца главный канал страны вынуждает зрителя ненавидеть государство. Пепел коротичевского „Огонька“ стучит в чье-то сердце, и этим пеплом нам опять предлагают посыпать голову. А вы про „вызовы времени“. Не время, а сценарист сериала пишет в „Фейсбуке“ про одного из героев — Сталина: „Исчадие ада, абсолютное воплощение дьявола...“ К Сталину, как к любому историческому персонажу, можно относиться по-разному. Но почему многомиллионная аудитория должна становиться заложницей чьих-то мелких симпатий и антипатий? Высиживайте свою ненависть на кухне. История — тем более, относительно недавняя, тем паче на пороге 70-летия Победы — неподходящее поле для вымыслов и клеветы»

«Вкусовщина, короткая мысль, торгашеский цинизм, прозападный кукиш, а то и банальное невежество — в современной России, все это, увы, живет не по углам. Это явления глобальные, занявшие ту пустоту, где обязана находиться политика в области культуры, стратегическое регулирование, осмысленное руководство»

Максимилиан Волошин. Фото: Fine Art Images / Leemage / AFP

«Коктебель освинячился, Коктебель оскотинился. В случае с этим уголком Крыма (подозреваю, не только с ним) украинизация равнялась плебеизации. В основе распада — полное равнодушие властей к уникальной ауре, накопленному престижу, в хорошем смысле слова — снобизму. Не исключено, мстили гению места за фразу: «Я заехал в Киев случайно, чтобы родиться. Но в себе украинской культуры я не ношу». Так Максимилиан Александрович — по паспорту Кириенко-Волошин — отреагировал на предложенный ему титул «национального украинского поэта»... Хотя, вероятнее всего, не слышали самостийные власти ни о каком Волошине, не читали его сроду. Закапывали жемчужину Коктебеля (да и полуострова в целом) в навозную кучу — ибо понятия не имели, что с ней делать. Превращали землю, пропитанную историей и культурой, в тупое гетто «Жри сегодня, пей сейчас»

«А кто он — современный российский патриот? Велик соблазн перечислить имена „звезд“ так называемого патриотического лагеря (ПЛ). Но ведь главная проблема ПЛ заключается именно в том, что это — лагерь. То есть группировка, ограниченная численно. Началась движуха, подули нешутейные ветра, и чуть ли не каждая неделя вносит изменения в патриотический пейзаж. Сухой веточкой отломился Кантор. Перезрелой хурмой шмякнулся Кургинян. Лагерь возбужден. Лагерь взволнован. Он выявляет предателей и клеймит еретиков. Он занят клановой борьбой и отделением агнцев от козлищ. Конкурирующие гуру ПЛ ревнивы, словно претенденты на корону Российской империи в известном фильме Кеосаяна».

«Воспитывайте вкус, он — лучшая защита организма от отравы. У человека с развитым вкусом выставки Гельмана, книжки Акунина, дизайн Лебедева полетят в мусоропровод, как просроченный йогурт. А вот два десятка песен Макаревича останутся — невзирая на раннюю деменцию автора»

Владимир Путин и Андрей Макаревич, 2007 год. Фото: Дмитрий Астахов / РИА Новости / AP

Деятельность главного редактора газеты «Культура» не ограничивается безобидными колонками в собственном издании. Так, в 2014 году, издание под руководством Елены Ямпольской стало инициатором скандала с исключением спектаклей, показ которых был организован сайтом Colta.ru, из программы Московского международного книжного фестиваля. Требование было озвучено Министерством культуры, которое ссылалось на то, что в пьесах обнаружены признаки пропаганды гомосексуализма (в одной из пьес — сказке, где действие происходит в детском саду, — признаки заключались в том, что подушка, на которой спит мальчик, носит имя мужского рода). Однако «признаки» были обнаружены не ведомством, а газетой «Культура». После исключения спектаклей из программы фестиваль бойкотировали правозащитное общество «Мемориал», премия «Просветитель», «Новое литературное обозрение», издательство Corpus, галерист Марат Гельман, писательница Линор Горалик, Польский культурный центр, «Новое издательство», Kolonna publications/"Митин журнал«, поэт Лев Рубинштейн, журналисты Артур Соломонов и Михаил Калужский.

Елена Ямпольская неоднократно выступала за возвращение цензуры. Так, в начале апреля она приняла участие в круглом столе Общественной палаты, на котором обсуждались проблемы взаимоотношений творческих работников и государства в свете скандала с постановкой оперы «Тангейзер». На этом заседании главред «Культуры» предложила вернуть худсоветы, однако пока эта идея поддержки не получила.

util