20 Июня 2015, 11:00

Топ-12 спектаклей по версии прокуроров

Московская прокуратура пытается приобщиться к культуре: на днях она прислала в Центр имени Мейерхольда документ с перечислением 12 спектаклей и просьбой представить «письменные пояснения» по их поводу. Текст полностью опубликовала «Новая газета». Аналогичные бумаги получили МХТ имени А.П. Чехова, Гоголь-центр и театр «Сатирикон». Открытая Россия попыталась понять, что объединяет 12 постановок, заинтересовавших прокуроров, а заодно помочь им сориентироваться в современном театральном репертуаре

Фото: «ТЕАТРАЛ»

«Все оттенки голубого»

Интерпретация пьесы Владимира Зайцева. Постановка — «Сатирикон». Режиссер — Константин Райкин. Премьера — 29 мая 2015 года.

Содержание: Подросток признается родителям в своей гомосексуальности. Так как дело происходит в России, каминг-аут оборачивается не обретением свободы, а жесточайшей семейной драмой.

Награды: пьеса-победитель фестиваля «Драма. Новый код» попала также в шорт-лист фестиваля новой драматургии «Любимовка».

Реакция: «Этот спектакль еще до своей премьеры вызвал массу вопросов. Во-первых, о самой тематике пьесы можно сказать, что это балансирование на грани. Еще никогда о проблеме подростковой гомосексуальности не говорили на театральной сцене в таком контексте. Константин Райкин рискнул обратиться к пьесе Владимира Зайцева, в основе которой — реальные события, и ее центральным персонажем является молодой человек, пытающийся отстоять свою непохожесть под натиском родителей».



Фото: Ксения Бубенец

«Трехгрошовая опера»

Интерпретация пьесы Бертольта Брехта. Постановка — МХТ имени Чехова. Режиссер — Кирилл Серебренников. Премьера — 5 июня 2009 года.

Содержание: на смену разбойникам с большой дороги приходят бандиты-бизнесмены. Брехтовский эффект злободневности дополнен использованием ненормативной лексики и лаконично-жестким оформлением сцен.



Фото: gogol.ru

«Саломея»

Интерпретация пьесы Оскара Уайльда. Постановка — Театр Романа Виктюка. Режиссер — Роман Виктюк. Премьера — 28 апреля 1998 года.

История и содержание: поэтическая драма «Саломея» в царской России была запрещена цензурой. «Именно цензура от депутатов Государственной думы и Священного синода привела к закрытию уникального для эпохи модерн частного театра Веры Коммисаржевской. Скандал вокруг постановки пьесы Оскара Уайльда ’’Саломея’’, устроенный черносотенными кругами, религией, депутатом Пуришкевичем, привел к невозможности играть премьеру, а значит, ’’отбить’’ затраченные на постановку деньги. Комиссаржевская закрывает театр и вынуждена зарабатывать гастролями, которые быстро и загоняют ее в гроб».

После революции 1917 года к Комиссаржевской одновременно обратились сразу два театра — Малый и Камерный.

80 лет спустя Роман Виктюк отказался от бытового воспроизведения сюжета уайльдовской «Саломеи» и превратил ее в нелинейную притчу о мире, в котором любовь и страсть всегда идут рука об руку со смертью. Виктюк включил в спектакль аллюзии на биографию Уайльда, и артисты играют сразу по две роли: одну — в самой пьесе, вторую — в истории судебного процесса над ее автором Оскаром Уайльдом. Роли иудейской царевны Саломеи (чья любовь стоила головы Иоанну Крестителю) и лондонского денди Альфреда Дугласа (любовь к которому лишила Уайльда свободы, родины и репутации) исполняет один актер.

Реакция: в Тюмени спектакли Виктюка пикетируют православные активисты. «За несколько дней до спектаклей „Саломея“ и „Последняя любовь Дон-Жуана“ в городе были развешены листовки голубого цвета, призывающие гомосексуалистов принять участие во встрече с режиссером, а затем пройти парадом до здания правительства области. Это, а также назначение спектаклей на время Рождественского поста и празднование памяти свт. Николая Чудотворца было воспринято православными как оскорбление.

Верующие потребовали запретить шествие, провести экспертизу спектаклей на предмет порнографии и запретить их как пропагандирующие гомосексуализм. Власти, однако, не стали отменять гастроли».



Кадр: видео Youtube

«Жизнь удалась»

Интерпретация пьесы Павла Пряжко. Постановка — Театр.doc, режиссеры — Михаил Угаров и Марат Гацалов. Премьера — 20 мая 2009 года.

Содержание: Вадим и Алексей — братья, школьные учителя физкультуры — спят с ученицами-второгодницами Леной и Анжелой. После выпуска из школы Алексей женится на Лене, и Лена изменяет мужу. Вадим и Алексей увольняются из школы, один ставит стеклопакеты, другой торгует на рынке. В постановке много сцен с едой, алкоголем и сексом, а также изображений лжи, несчастной любви и тоски. Используется ненормативная лексика.



Фото: Алекс Цилер

«Тангейзер»

Интерпретация оперы Рихарда Вагнера. Постановка — Новосибирский театр оперы и балета. Режиссер — Тимофей Кулябин. Премьера — декабрь 2014 года.

Содержание: в оригинальном либретто Вагнера рассказана история человека, который согрешил настолько сильно, что не был прощен даже папой римским (но его спасло заступничество святой Елизаветы Тюрингской). Пребывание христианского рыцаря в Венерином гроте было представлено как грех, который требовал раскаяния и жертвы.

В постановке Кулябина действие перенесено в современность. Главным героем спектакля стал кинорежиссер, который снимает фильм о молодой поре жизни Христа. Генрих Тангейзер работает над картиной «Грот Венеры». Фигуры самого Христа в спектакле нет, но есть «актер», исполняющий его роль.

Реакция: вскоре после премьеры представители РПЦ и православные активисты заявили, что постановка «оскорбляет права верующих». Митрополит Новосибирский и Бердский Тихон обратился к губернатору, заксобранию и в прокуратуру с требованием проверить постановку на предмет нарушения российского законодательства. Против режиссера и директора театра завели административные дела по поводу оскорбления чувств верующих, а постановкой заинтересовался Следственный комитет. В марте, решением Новосибирского мирового суда, преследование работников театра было прекращено «за отсутствием события правонарушения».

Новосибирская епархия РПЦ потребовала от министра Мединского исключить либо образ Иисуса Христа из сюжета оперы, либо «Тангейзера» из репертуара театра. По мнению епархии, правовую оценку действиям режиссера и директора должны дать Генпрокуратура, Следственный комитет, ФСБ и Счетная палата. Ранее Министерство культуры заявило, что в постановке «Тангейзер» стоит изменить «отдельные элементы», а творческий коллектив должен принести свои извинения. В апреле в Новосибирске и других российских городах прошли митинги в поддержку свободу творчества.

В результате скандала директор Новосибирского театра оперы и балета Борис Мездрич был уволен, а постановка была снята с репертуара новым директором театра Владимиром Кехманом.


Фото: театр «Современник»

«Антоний & Клеопатра. Версия»

Интерпретации трагедии Уильяма Шекспира. Постановка — театр «Современник». Режиссер — Кирилл Серебренников. Премьера — 2006 год.

Содержание и реакция: «В „Современнике“ играют не любовную трагедию, а геополитический конфликт, осложненный личными чувствами. Египетская царица Клеопатра (Чулпан Хаматова) — это капризный Восток, римский триумвир Октавий Цезарь (Иван Стебунов) и его окружение в партикулярных костюмах могли бы сойти за рациональный Запад, когда б не ухватки людей из спецслужб (у Октавия ближе к финалу еще и путинские интонации). Антоний (Сергей Шакуров) — вконец запутавшийся полководец-федерал. Антураж предельно актуализирован. В первом действии вдоль задника протянута скрученная кольцами колючая проволока, второе и вовсе разыграно в спортзале школы (очевидно, бесланской) с исписанными задымленными стенами и баскетбольным кольцом. На фонограмме периодически включается самоучитель арабского языка. Бородатый сепаратист Помпей (Артур Смольянинов), наряженный как чеченский боевик, тряся „калашниковым“, проводит видеоконференцию с федеральными римскими властями. В финале Клеопатра в цыганских лохмотьях ползает перед Цезарем, голося с кавказско-базарно-вокзальным акцентом. Пожалуй, стоп, примеров хватит».

«Серебренников любит играть на грани фола. И на этот спектакль театра ’’Современник’’ не рекомендуется пускать детей до 16 лет. Чего стоит один прорицатель, который пугает и героев спектакля, и зрителей своим двухметровым бутафорским фаллосом...»



Фото: Большой театр

«Золотой петушок»

Интерпретация оперы Николая Римского-Корсакова. Постановка — Большой театр. Режиссер — Кирилл Серебренников. Премьера — 19 июня 2011 года.

Содержание: в самом либретто — сатира на самодержавие, причем усиленная по сравнению с текстом пушкинской «Сказки о золотом петушке». Действие оперы Кирилл Серебренников перенес в современность, где палаты царя Дадона напоминают сталинские интерьеры, двуглавый золотой петушок изображен на государственном гербе, «ансамбль песни и пляски» изображает народное ликование, а по сцене проезжает макет баллистической ракеты.

Реакция: православные назвали постановку «богохульной» и восприняли некоторые сцены как кощунство.

«В первом акте режиссер выводит на сцену актеров, изображающих казаков с карикатурами на православные иконы. ’’Царь’’ изображает патриарха, размахивающего кадилом. Мы можем наблюдать глумление над святынями, священством и Русской православной церковью», — говорится в заявлении приверженцев православия. Они выразили надежду, что патриарх Кирилл скажет свое веское слово и попросит власть обратить внимание на эту театральную постановку«.



Фото: театр «Современник»

«Голая пионерка»

Интерпретация романа Михаила Кононова. Постановка — «Современник». Режиссер — Кирилл Серебренников. Премьера — 2005 год.

Содержание: спектакль-инсценировка перестроечного романа. Героиню — Марию Мухину — приучили отдавать солдатам свое тело «за родину», тем самым поднимая их боевой дух. Эта жертвенность довела девушку до трагической кончины.

Реакция: депутаты-коммунисты обвинили режиссера в педофилии на основании того, что героями спектакля были подростки. В настоящий момент спектакль снят с репертуара.



Фото: театр О. Табакова

«Околоноля»

Интерпретация романа Натана Дубовицкого. Постановка — Театр под руководством Олега Табакова. Режиссер — Кирилл Серебренников. Премьера — 2011 год.

Содержание: главный герой Егор Самоходов, «оступившись», становится участником преступной группировки. Потом он уже не может остановиться, плывя по течению в мире власти, где все продается и покупается.

Согласно распространенному мнению, Натан Дубовицкий — псевдоним Владислава Суркова, советника Владимира Путина.

Реакция: постановку называли самым скандальным спектаклем сезона. В настоящее время он снят с репертуара.



Кадр: видео Youtube

«Пластилин»

Интерпретация пьесы Василия Сигарева. Постановка — Центр драматургии и режиссуры на Беговой. Режиссер — Кирилл Серебренников. Премьера — 2001 год.

Содержание и реакция: Главный герой спектакля — подросток, подверженный страхам. «Социальная драма. Очень непростой спектакль, из которого при желании режиссер мог бы сделать кричащую чернуху с эротикой на фоне острых социальных вопросов. Вместо всего этого на сцене очень острожный рассказ о 14-летнем мальчике, который взрывается и вспыхивает каждую минуту из-за любой фразы типа ’’сколько сейчас времени’’? Мальчик живет с бабушкой и лепит из пластилина удивительные фигуры, которые сразу после окончания лепки скатывает вновь в бесформенный шар, из которого составится в результате один огромный символ протеста — пластилиновый член до колена».



Фото: театра «Гоголь-центр»

«Пробуждение весны»

Интерпретация пьесы Франка Ведекинда. Постановка — «Гоголь-центр». Режиссер — Кирилл Серебренников. Премьера — 4 октября 2013 года.

Содержание: действие пьесы происходит в Германии в 1891 году. Герои, молодые люди, раскрывают запретные темы в консервативном немецком обществе и задаются вопросами, которые не принято обсуждать. Старшеклассники-бунтари пытаются разбить строгие устои, в том числе в сексуальной области. В спектакле используется ненормативная лексика, демонстрируются сцены секса и самоубийства.


Фото: Екатерина Цветкова

«Идеальный муж. Комедия»

Фантазия на темы произведений Оскара Уайльда. Постановка — МХТ имени Чехова. Режиссер — Константин Богомолов. Премьера — 10 февраля 2013 года.

Содержание: Некоторые акты спектакля посвящены любовной истории двух геев, представителей российской элиты. Первый — звезда эстрады, бывший киллер Лорд — напоминает одновременно Стаса Михайлова и Григория Лепса, второй — кремлевский чиновник, министр резиновых изделий Роберт Тернов. Пост президента России занимает Дориан Грей. Его духовник отец Артемий представлен как откровенно бесовской персонаж.

Реакция: в ноябре 2013 года спектакль попытался сорвать православный активист Дмитрий Энтео с девушкой. Они кричали: «Как вы можете терпеть издательство над вашей верой? Зачем вы так ненавидите Христа, ведь его распяли за нас!». На авансцене Художественного театра развернулась драка. Зрители, монтировщики и театральные администраторы стащили провокаторов со сцены, и через несколько минут прерванное действие возобновилось.

util