18 Октября 2015, 15:48

«Всю жизнь я пишу одну картину...» Книга о художнике Эдуарде Штейнберге

Эдуард Штейнберг на выставке своих работ в Третьяковской галерее, 2004 год. Фото: Федор Савинцев / ТАСС

В издательстве НЛО в серии «Очерки визуальности» вышла книга «Эдик Штейнберг. Материалы биографии», составленная вдовой художника Галиной Маневич. Презентация книги состоится 21 октября в 19:30 в ГЦСИ (Государственном центре современного искусства) в Москве на Зоологической улице

В книге собраны эссе, письма, интервью Эдуарда Штейнберга, воспоминания друзей — известных художников Ильи Кабакова, Бориса Жутовского, Владимира Янкилевского, Эрика Булатова. Получилась книга не только о замечательном художнике — одном из самых известных на Западе мастеров русского авангарда, — но и о времени, когда творили «подпольные» художники, ставшие впоследствии признанными мастерами в России и на Западе, чьи работы высоко ценят знатоки искусства во всем мире.

В первой главе книги — «Монолог» — составитель приводит автобиографию, написанную самим Штейнбергом в 1987 году.

Для художника чрезвычайно важен год его рождения:

«Год моего рождения связан с первым арестом отца. Потом его возвращение. Потом война, которую смутно помню... Потом школа. Год обучения рисованию в художественном кружке при Доме культуры. Заканчиваю семь классов и иду на завод. Работаю рабочим, сторожем, землекопом, позже рыбаком. <...>

В 1970–80-х годах мной создано более трехсот работ маслом. В 1978-м открылась первая персональная выставка на Малой Грузинской. Здесь было представлено около пятидесяти работ металлометрического периода. Атмосфера выставки была адекватна моим картинам, что очень важно для любого художника. Часть этих работ находится в мастерской, часть в ФРГ, Швеции, Австрии, Италии, США. <...>

Пятнадцать лет смотрел вверх. Вниз смотрю последние два горда. Фигуратив и черный, темно-охристый колорит тому свидетели. Как и прежде, много работаю. Симпатии мои все те же: Владимир Соловьев и Казимир Малевич...»

С 90-х годов Эдуард Штейнберг, приглашенный в Париж галеристом Клодом Бернаром, делил свою жизнь между Парижем, Москвой и Тарусой. Умер он 28 марта 2012 года и был похоронен в родной Тарусе.

Эдуард Штейнберг. Композиция, 2004 год, 120×120

Казимир Малевич и его «Черный квадрат» были чрезвычайно важны для Штейнберга. 17 сентября 1981 года он написал обращение к Малевичу — «Письмо к К.С». В этом письме, кажется весь Эдуард Штейнберг — художник, философ, почти богослов:

«Картина, написанная три года назад в Вашу память, — это не только любовь к идеям геометрии, — обращается он к Малевичу. — Разбирать же творчество языком художественных структур — это сказать очень мало или вообще ничего не сказать. В конце концов, важнее узнать, откуда пришел художник?

Россия?!.. Место русских проблематично в мире. Чтобы это понять, нашего века недостаточно — споры идут со времен Чаадаева. В муках рожденное Вами дитя, обреченное на одиночество, — „Черный квадрат“ 1915 года — еще один в системе русских вопросов.

„Бог умер“, — скажет Европа. „Время Богооставленности“, — говорит Россия. Мне думается, что „Черный квадрат“ — это предельная Богооставленность, высказанная средствами искусства».

А вот что написал о своем друге художник Илья Кабаков:

«Штейнберг принадлежит к той немногочисленной группе художников: Кандинский, Малевич, Мондриан, Агнес Мартин, которые осуществили, реализовали, казалось бы, невероятный парадокс — „искусство умозрения“. Была открыта возможность „видеть не видя“, была открыта возможность связать вместе два процесса, идущие рядом и в то же время раздельно и независимо в двух разных пространствах, в двух мирах — мире нашем, „очевидном“, устроенном из всевозможных фигур, хорошо видных нашим „прямым“ зрением, и другом, существующем в воображаемом, внутреннем мире, которое тоже „очевидно“ и ясно, но открыто другим „глазам“, другому уровню сознания. <...>

Этому способу делать картины невозможно подражать, так как они создаются двумя параллельными процессами — внутренним и внешним, — и, конечно, невозможно дать ему формальный признак — назвать его „абстракционизмом“. Нужно, чтобы это делать, слышать метафизический голос внутри, который всегда непрерывно звучал у Эдуарда Штейнберга».

Книга «Эдик Штейнберг. Материалы биографии» — это не просто сборник воспоминаний. Это своего рода роман о Художнике, с его сомнениями, страданиями, поисками истины, формы, художественного языка. Это и роман о времени, в которое он жил. Это 60-90-е годы ХХ века. Это уже История. Такие художники, как Эдуард Штейнберг, Илья Кабаков, Владимир Немухин и другие, вписаны в историю искусства, и мы гордимся, что были их современниками.

util