23 Ноября 2015, 13:38

Как Ай Вэйвэй воюет с конструктором Lego и причем тут «болотное дело»

За галереей портретов российских политузников, которую китайский художник-диссидент выложил в инстаграме, кроется история противостояния творческого духа и корпорации зла



176 героев мирового политического сопротивления, от мьянманского лауреата Нобелевской премии мира Аун Сан Су Чжи и южноафриканского борца с апартеидом Нельсона Манделы до белорусского оппозиционера Николая Станкевича и американского борца с ЦРУ, «друга России» Эдварда Сноудена. Из таких людей самый влиятельный художник мира, диссидент и борец с властями Китая Ай Вэйвэй отобрал главных, по его мнению, политзеков из прошлого и настоящего и выложил их четырехбитные портреты в инстаграм.

Девять героев проекта Ай Вэйвэя — из России (не считая обладателя российского вида на жительство Сноудена). Это фигуранты «болотного дела» Андрей Барабанов, Ярослав Белоусов, Сергей Кривов, Денис Луцкевич, Алексей Полихович, Артем Савелов, Степан Зимин, а также лидер «Левого фронта» Сергей Удальцов и эколог Евгений Витишко.

Евгений Витишко



Сергей Удальцов



Артем Савелов



Денис Луцкевич



Алексей Полихович



Андрей Барабанов



Ярослав Белоусов



Сергей Кривов



Степан Зимин

Российские СМИ могли и не заметить этого арт-проекта, если бы не внезапное появление в нем знакомых им лиц. «Художник Ай Вэйвэй написал портрет Сергея Удальцова» — примерно под такими заголовками в России вышли новости об очередной громкой акции китайца. Но на самом деле за проектом кроется куда более захватывающая история, чем просто серия инстаграм-портретов политузников.

Началось все еще в прошлом году. Осенью 2014-го в знаменитой тюрьме «Алькатрас» в бухте Сан-Франциско Ай Вэйвэй устроил выставку «Ai Weiwei: @Large», посвященную свободе и борьбе за нее. Именно там впервые была показана серия работ с портретами политических сидельцев.

Тюремный пол был устлан ковром из маленьких деталей конструктора Lego; эти инсталляции и превратились в те самые четырехбитные портреты политзеков.

Над портретами, сложенными из конструктора, беспомощно реял гигантский китайский бумажный змей, запертый в облезлых коридорах «Алькатраса» и не способный взлететь. А из клеток камер звучали 12 аудиозаписей выступлений художников, севших в тюрьму за отстаивание своего права на свободу творческого действия. В одной из камер звучал и панк-молебен Pussy Riot «Богородица, Путина прогони».

Частично воспроизвести свою экспозицию китайский художник собирался в австралийском Музее Виктории. В декабре на этой площадке откроется один из главных арт-проектов сезона — парная выставка «Энди Уорхол /Ай Вэйвэй». «Два главных художника XX и XXI веков впервые встретятся в музейном пространстве» — так анонсируют выставку кураторы. Что, в общем-то, хоть и нескромно, но правда. Ай Вэйвэя в начале его творческого пути чаще всего сравнивали именно с Уорхолом; его же китаец считает одним из своих главных учителей.

Воплотить масштабные планы художнику помешала компания Lego.

В конце октября датский игрушечный гигант отказался продать Ай Вэйвэю партию с деталями конструктора, так как «компания работает для детей и не хочет ассоциироваться с политикой».

Поверить в такое объяснение датчан сложно, и политический подтекст можно найти скорее в решении Lego отказать Вэйвэю.

В последние годы конструкторы Lego активно выходит на растущий китайский рынок, где до этого датчане не могли конкурировать с дешевыми аналогами и подделками. Нынешней зимой в Шанхае откроется первый в регионе Legoland — парк развлечений имени всемирно известного конструктора. Отношение властей Китая к Ай Вэйвэю хорошо известно; идти на такие политические риски, как сотрудничество с главным диссидентом страны, для Lego может быть чревато потерей бизнеса в регионе.

Ответом Вэйвэя и стал интернет-перформанс. Причем выкладывание в сеть работ с портретами политзеков — лишь небольшая его часть. С начала ноября тренды инстаграма и твиттера вошел хештег #legoforaiweiwei. Поклонники художника снимают спущенные в унитаз детали конструктора; сам Вэйвэй просит их поступать иначе и присылать ненужные детали ему.

Один из специальных пунктов сбора стоит в Лондоне прямо у Королевской академии искусств, где в эти дни проходит ретроспективная вставка Вэйвэя.

Портреты политзеков, выложенные из Lego, в сегодняшней интерпретации Вэйвэя — уже не дань художника их борьбе с режимами, не только жест «от диссидента — диссиденту», — а пощечина датской корпорации, которая теперь сама предстала в образе авторитарных правительств и нарушает права художника на высказывание. «Акт цензуры и дискриминации» — так Вэйвэй назвал решение датской компании сорвать ему выставку. Но как любой художник, из этого запрета он создал новый перформанс. Который на самом деле только начинается.

util