7 Марта 2016, 15:53

The Daily Beast: «Гол в свои ворота. Как Кремль купился на собственную фальшивку»

Йен Робертсон в The Daily Beast рассказывает о том, как министерство обороны России по ошибке использовало фальшивую фотографию украинского военного самолета, сбивающего малайзийский «Боинг», в качестве доказательства того, что российский бомбардировщик не вторгался в воздушное пространство Турции.

Гибель российского бомбардировщика Су-24, сбитого в ноябре прошлого года турецкой ракетой, вызвала ряд вполне предсказуемых заявлений обеих сторон о своей полной невиновности и вине другой стороны. В соцсетях развернулась российско-турецкая битва — правительства обеих стран и их сторонники принялись распространять свои версии случившегося.

Когда эта онлайн-баталия была в самом разгаре, некий шутник выступил с незамысловатым розыгрышем, последствия которого явно превзошли все ожидания автора. Российское министерство обороны оказалось одурачено фальшивой фотографией, которую российские же государственные СМИ распространяли годом раньше как доказательство непричастности Москвы к гибели малайзийского «Боинга» над Украиной.

Как теперь известно почти всему цивилизованному миру, авиалайнер был сбит пророссийскими сепаратистами в июле 2014 года над зоной конфликта в Восточной Украине ракетой, выпущенной из зенитного комплекса «Бук», почти определенно при помощи российских военных специалистов. Все пассажиры и члены экипажа — около трехсот граждан разных стран — погибли. Это, несомненно, был несчастный случай, но расследованию его препятствовала ответственная сторона, что уже можно считать умышленным преступлением.

Далеко не исчерпывающий список «козлов отпущения», упоминавшихся в версиях различных прокремлевских авторов, включал украинские истребители Су-25 и Су-27, бомбу, находившуюся на борту «Боинга», и ракету «Бук», но той модели, которую, как утверждалось, российские вооруженные силы больше не используют — подразумевалось, что она принадлежала украинской армии.

Первая серьезная попытка путинского режима возложить вину за эту трагедию на другую сторону была предпринята на Первом канале, самом популярном телеканале в стране, где продемонстрировали фотографию, якобы сделанную западным спутником-шпионом. Зрителям объявили, что на снимке запечатлен тот самый момент, когда украинский самолет Су-27 выпустил ракету по «Боингу». Вот эта фотография:

Снимок был тут же развенчан как очевидная подделка, изготовленная из фрагмента изображения, взятого из из Google Earth (ну да, спутник-шпион, конечно), при помощи популярной программы Photoshop. Российское государство не особенно с этим спорило и теперь согласно, что лайнер был сбит «Буком», правда, все еще настаивает, что «Бук» был украинский.

Теперь перейдем к событиям 24 ноября 2015 года. Два турецких истребителя F-16 намеренно, полностью сознавая это, сбили российский бомбардировщик Су-24, временно нарушивший воздушное пространство Турции. Москва, как и после истории с малайзийский «Боингом», опубликовала отретушированные «спутниковые снимки» в доказательство как минимум того, что российские самолеты никогда не были в воздушном пространстве Турции и все это провокация, затеянная Анкарой, чтобы оправдать ее военное вмешательство.

Явно предчувствуя неизбежное, твиттер-аккаунт @sputnik_intl, который пародирует новости российского государственного агентства «Спутник», запустил свой собственный «поток дезинформации». В день, когда был сбит самолет, 24 ноября, в 22:01 по Гринвичу фальшивый «Спутник» опубликовал фотографию с заявлением, что российский Су-24, разумеется, находился на сирийской стороне границы, когда был без предупреждения атакован турецкими ВВС.

Это была одновременно и очевидная пародия, и явная отсылка к печально известной фальшивке, появившейся после гибели малайзийского «Боинга». Только на этот раз на фото появилась грубо прочерченная красная линия с надписями «Сирия» и «Турция» по обе стороны от нее. Все это было наложено на то же самое изображение с Google Earth, которое было когда-то показано по Первому каналу.

Вскоре после этого два иранских сайта (один из них принадлежит полувоенной организации «Басидж», другой — связанному с Корпусом стражей исламской революции агентству Fars News), а также турецкая газета Cumhuriyet опубликовали материалы, в которых приняли памфлет фальшивого «Спутника» за свидетельство, опубликованное российским государственным агентством. Сразу же после этого еще один сайт, defensionem.com, опубликовал свою версию.

Историю подхватили украинский блогер, занимающийся разоблачением фальшивых новостей, и собственное СМИ министерства обороны России — телеканал «Звезда», который увидел в этом прекрасную возможность снять вину с Су-24 и разоблачить вероломную западную прессу, которая обвинила бедную Россию в очередной воздушной катастрофе. Может быть, «Звезда» не понимала, что ссылается на сфабрикованное в России свидетельство предыдущего трагического инцидента, а если и понимала, то ее это ничуть не беспокоило. Фотография тут же была размещена в фейсбуке и ВКонтакте.

Российское государство обмануло само себя своей же собственной устаревшей ложью.

Многие россияне заметили этот вопиющий ляп и оставили комментарии на странице «Звезды» в соцсети. Никакого результата. Все связанные с этой историей посты в соцсетях к моменту публикации в The Daily Beast оставались на своих местах. В них не добавили никаких поправок и разъяснений.

И вот в этом заключается урок. Цель кремлевской дезинформации — не в том, чтобы заставить людей верить в правдивость той или иной версии, а в том, чтобы создавать контрверсии, противоречащие правде и рассчитанные лишь на кратковременный эффект. Это сбивает с толку и затрудняет попытки выяснить, что к чему.

Даже столкнувшись с неопровержимыми доказательствами, министерство обороны не убирает свидетельства откровенной лжи и махинаций российской стороны. Все так и остается — до какой-нибудь следующей фальшивки.

(Сейчас на странице «Звезды» в фейсбуке в посте, помеченном 26 ноября, фотография уже названа фальшивкой, а в распространении ее обвиняются западные СМИ. При этом фотография представлена в таком низком разрешении, что различить надписи «Сирия» и «Турция» невозможно; таким образом, не очень внимательный читатель может и не понять, что картинка изначально «подтверждала» российскую версию событий. К посту сделано всего около полутора десятков комментариев, все помечены 26 ноября. Определить, когда в пост вносились изменения, не удается. — Открытая Россия)

В XXI веке кремлевские фальшивки и выдумки не рассчитаны на долгую жизнь, они служат лишь краткосрочным интересам. Не забудем, что Кремль когда-то отрицал, что управляет свои ВВС в Сирию, так же, как теперь отрицает нарушение воздушного пространства Турции. Любой, кто в сентябре, до официального объявления, предполагал, что Россия планирует военную интервенцию в поддержку Башара Асада, рисковал стать объектом гнева армии кремлевских троллей — и становился.

Причина в том, что Россия не была готова к тому, чтобы кто-то понял, что она готовится к войне. Что, если НАТО или ООН, стремясь предупредить интервенцию, установили бы летом 2015 года закрытую для полетов зону над провинциями Идлиб и Алеппо, не дожидаясь переоборудования аэродрома в Латакии и первых ударов бомбардировщиков по сирийской оппозиции? Все усилия Кремля пропали бы даром.

Таким образом, вопрос о возможности или вероятности интервенции для России был делом национальной безопасности, и тех, кто говорил об этом, нужно было представлять мошенниками или паникерами. Естественно, те же самые тролли, которые яростно отрицали, что Путин собирается воевать, теперь так же яростно защищают эту войну и утверждают, что она направлена против ИГИЛ.

Путинской пропаганде присуща амнезия. Это серия водевильных сцен, где каждая не вяжется или даже прямо противоречит сюжетной линии предыдущей. Вчерашняя ложь ничего не значит, потому что, когда ее разоблачат, уже настанет завтра.

Оригинал статьи: Йен Робертсон, «Кремль обманул сам себя фальшивым спутниковым снимком», The Daily Beast, 4 марта

util