5 April 2016, 16:39

Новостной офшор, или панамско-останкинская каша в головах россиян

Акция у здания парламента Исландии за отставку премьер-министра, чье имя оказалось в «панамском архиве», 4 апреля 2016 года.

Что знает среднестатистический российский телезритель о главном мировом коррупционном скандале, фигурантами которого являются первые лица разных стран, включая Владимира Путина и других российских чиновников


Антикоррупционные расследования, основанные на «панамском архиве», вторые сутки остаются главной темой мировых СМИ. В России они обсуждаются на нескольких десятках сайтов и одной радиостанции, которые являются более или менее независимыми ресурсами. Прокремлевские же медиа ведут себя по-разному.


Главный редактор радиостанции «Говорит Москва» Сергей Доренко в своем утреннем эфире 4 апреля игнорировать эту сверхгромкую тему не мог: и радиостанция, и программа «Подъем» рассчитаны в первую очередь на столичных автомобилистов, на средний класс — достаточно развитых людей, читающих утренние новости в интернете. Поэтому Доренко начал неуклюже отшучиваться, рассказывая, что у него тоже был офшор, и странно, что журналисты не нашли и его фамилию:

«У меня была гибралтарская офшорка. Очень удобно продавать яхту. Просто отдаешь две бумажки. Я ее продал, кстати — чиновнику из московского правительства Юрия Михайловича Лужкова еще. И так удобно, потому что просто звонишь по телефону и говоришь: я подарил офшорку такому-то, и все. А деньги по карманам набиваешь и поехал. И молодец. Очень удобно. Поэтому когда вы сейчас будете Месси ругать за то, что у него... Джеки Чана ругать за то, что у него офшорка, мне кажется, это даже как-то неприлично. Хорошо: 23% — обладатели офшора, 77% — нет, офшорки нет. Те, у кого была офшорка, позвоните, пожалуйста. Расскажите, для чего. Сейчас у Месси, футболиста, офшорка, у какого-то русского музыканта из Петербурга офшорка, потом еще у какого-то, у Джеки Чана офшорка, у Порошенко вроде. У каких-то миллионов людей. В Панаме причем».

Сетевые провластные медиа — от государственных информагентств и гигантского портала «Лайфньюз» до маленьких сайтов, смысл существования которых заключается лишь в распиле выделенных средств — через несколько часов тоже вынуждены были начать реагировать. Рассказывалось, в основном, что в расследованиях упоминаются президенты Украины, Азербайджана, король Саудовской Аравии и другие официальные лица других государств. Когда же президентский пресс-секретарь Дмитрий Песков наконец выступил с комментарием, что расследование «нацелено на Россию и лично на Путина», то эти медиа начали цитировать его высказывания.

Но политическую картину мира для большинства россиян формируют не «Лайфньюз» и не сайты государственных информагентств, а несколько федеральных телеканалов да близкая к ним по охвату аудитории газета «Комсомольская правда».

Послушав то, что говорили федеральные каналы 4 апреля, можно понять, что знает и думает о крупнейшем журналистском расследовании большинство граждан России.

В дневных новостях 4 апреля на Первом канале, «России-1» и НТВ о международном расследовании не говорилось вообще, как и в московском выпуске «Комсомольской правды» от 5 апреля.

Вот сюжеты, которые 4 апреля показывали три федеральных канала.

1. Военные действия в Нагорном Карабахе. Тут даже не скажешь, что война в непосредственной близости от российских границ несправедливо занимает первое место в новостном выпуске. В отличие от освещения военных событий в Сирии или Украине, карабахскую драму российские телевизионщики комментируют вполне объективно, без перекосов в какую-либо сторону.
2. Федеральное архивное агенство, ранее подчинявшееся Минкульту, переподчинено президенту — из-за его особой ценности для государства. Путин встречался с главой госархива в своей загородной резиденции и обсуждал архивные дела, с «панамским архивом» не связанные.
3. Сирия. Правительственные войска громят противника, а наши саперы проводят операцию по разминированию Пальмиры.
4. Апокалипсические картины с беженцами в Европе, которых выдворяют в Турцию.
5. Дмитрий Медведев находится с рабочей поездкой в Кемеровской области.
6. Страна готовится к паводку.
7. Луганская народная республика ставит на место Петра Порошенко, предложившего разместить в Донбассе международные полицейские силы: дескать, в ЛНР сами способны поддерживать порядок.
8. В Лондоне громкий допинговый скандал — британский спорт опозорен.







Одиночный пикет у Госдумы.

Эта колода тасуется на протяжении всего дня всеми тремя каналами. Одни и те же новости даются в разной последовательности — только Карабах занимает первую позицию.

И только в 18-часовом выпуске новостей Первого канала телезритель, незнакомый с интернетом как источником новостей, узнает наконец о «панамских документах».

Аудитории заявляют: никаких реальных доказательств чего-то незаконного расследователи якобы не представили. Называется и возможная подлинная цель «вброса»: информационно атакуют саму офшорную систему Панамы — вероятно, в интересах штата Делавер и других американских территорий со специфических налоговым законодательством.

Облучение конспирологией из телевизора — страшное оружие против людей с некритическим мышлением.

В 20:00 свою версию выдает «Россия-1» — где-то в середине новостного выпуска, ближе к концу. «Гора родила мышь», — заявляют с экрана. Да, в расследованиях упоминаются фамилии российских чиновников, бизнесменов, депутатов и «даже талантливый виолончелист». Но телеканал уверяет зрителей, что расследователи на самом деле ничего не утверждают, а на каждом шагу говорят «возможно» (это не так: и по Ролдугину, и по другим фигурантам списка фактура вполне четкая). Говорится, что расследование не имеет конкретных авторов (это тоже ложь: журналисты, готовившие российскую часть расследования, представлены на сайте проекта «Новой газеты»).

Но главный упор в сюжете делается на том, что журналистские организации, готовившие расследование, существуют на гранты фондов Сороса и Макартуров, а также курируются Госдепом США.

В 21:00 программа «Время» закрепляет пройденный материал. В сюжете даются обширные цитаты Пескова о том, что целью информационной атаки является Владимир Путин и Россия. Здесь же рассказывают о Петре Порошенко, который тоже оказался замазан в офшорных схемах. Становится не совсем ясно, как это сочетается с цитатами Пескова и рассказами об информационной атаке на Россию. Затем показывают исландского премьера, убегающего от телекамер. Потом сообщают, что Дрю Салливана «финансировали Соединенные Штаты, точнее организация USAID и Госдепартамент», и это окончательно запутывает сюжет.

Ни в одном телесюжете не рассказывается ни о странных сверхприбыльных операциях, которые вели офшорные компании Ролдугина, ни об офшорах племянника Главы Совбеза Николая Патрушева, ни об офшорах супруги Дмитрия Пескова Татьяны Навки, ни об офшорах замминистра МВД. Эта информация даже не опровергается предметно, по пунктам и фамилиям как «лживая», или «бездоказательная». О ней просто молчат.

На второй день после публикации документов «панамского архива» обыватель, черпающий новости из телевизора и сверхпопулярной желтой прессы, знает об этой истории либо ничего, либо неправду.

«Какие-то западные журналисты, которых финансирует Америка, опубликовали бездоказательные обвинения в адрес людей из окружения российского президента. Цель этой атаки — президент Путин. Еще одна цель — опорочить Россию в целом и отвлечь мировое внимание от ее успехов, в частности, в сирийской Пальмире. И, вообще, в коррупции оказались замешаны многие мировые политики и знаменитости — например, украинский президент Порошенко и исландский премьер-министр. Но главная цель — атака на Путина, потому что США хотят разрушить офшорный бизнес Панамы в собственных интересах».

Примерно такая панамско-останкинская каша сейчас остывает в головах миллионов российских телезрителей.


ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

Отчет пошел. Как международные лидеры реагируют на «панамские документы»

Основатель OCCRP Дрю Салливан: «Моими поступками не будет руководить страх»

Как «персональный банк Путина» выводил деньги в офшор и возвращал их в Россию

Офшоры Путина. Реакция соцсетей на расследование OCCRP

util