10 Мая 2016, 12:21

«У нас осмысляют реальность методом шоу». Антон Орех — об искренности на ТВ 9 мая

Постер к фильму «А зори здесь тихие» 2015 года

Антон Орех провел праздничные сутки перед телеэкраном и разделил увиденное на шоу и на жизнь

Никогда не проходит у меня 9 мая со спокойным сердцем. Этот день всегда был у нас дома особенным и неформальным. Из всех мужчин в семье с фронта вернулся только один — мамин папа. А мой отец так и не узнал, где и как погиб его отец. Дед Петр и все остальные наши павшие — как раз из тех до конца так и не подсчитанных миллионов погибших, пропавших без вести, — и вписавших своей кровью эту главную страницу в нашу историю. Поэтому 9 мая я не могу оставаться равнодушным. В том числе и к тому, как этот праздник отмечается.

Нынешний год — не юбилейный. И того истерического патриотизма, какой был на минувшее 70-летие, слава богу, нет нигде — на экранах телевизоров в том числе. Бюджеты подурезали, — а главное, что дата действительно некруглая. И поскольку весь пафос пропаганды всегда строится на каких-то символах, то нынче и концентрация пошлости была меньшей.Ее меньше и в обычной жизни вокруг нас. Год назад каждый день по мере приближения юбилея мы сталкивались с очередной дичью: стриптиз с гвардейскими значками, мороженое с орденом Славы, скидки на шеллак для ветеранов, наклейки на машинах, одна идиотичнее другой, и георгиевские ленты, намотанные на что только можно, — а чаще всего нельзя!

Сейчас даже лент было меньше. Хотя в моду вошли пилотки, которые напяливали все кому не лень. Особенно почему-то в них много продавцов и официантов. Зачем? Вот просто зачем?

Чем больше времени проходит, тем меньше чувства остается в этом празднике. А праздновать «надо».

У нас, когда нет четкого пропагандистского задания, осмысляют реальность методом шоу.

Все как в жизни. И пилотки на официантах, и мороженое, и стриптиз «в духе военных лет» — это наше шоу-понимание прекрасного. Но поскольку, как я уже сказал, имперского пафоса в этом году меньше, то и телевидение с элементами шоу не переусердствовало. Во всяком случае, их было не больше обычного.

На разных каналах пели военные песни. Когда на сцене появлялась «старая гвардия», то получалось хотя бы профессионально. Когда про «темную ночь» или «эх, дороги» пела попса — это жуть. У попсы даже попса невыносима, а уж военные песни!

Канал НТВ все никак не успокоится насчет Крыма. У него и «Бессмертный полк» был из Крыма, и праздничный концерт из Севастополя, и «Севастопольский вальс». Правда, этот докфильм сделала Елизавета Листова, памятная нам еще по «старому» НТВ. У нее с чувством меры и чувством такта хотя бы все в порядке. Но даже в 4 часа утра, уже фактически 10-го числа — для неспящих — история обороны Севастополя. У города двойной праздник: его тоже освободили 9 мая, ровно за год до Победы, — но почему-то кажется, что НТВ так устроило этот день в эфире по иным причинам.

На «Первом» весь день вперемешку шли старые, новые и «обновленные» военные фильмы. Военная классика — беспроигрышный вариант. Знаешь все наизусть, но включаешь на минуту «Белорусский вокзал» — и не можешь оторваться до конца. Точно так же мы смотрим «В бой идут одни старики», и чтобы люди смотрели его снова и снова, вовсе не обязательно было что-то раcкрашивать. Не в цвете прелесть этого фильма, — как и многих других, которые превратили в «раскраски», чтобы якобы привлечь внимание молодежи.

Для этого же, видимо, снимают сиквелы и римейки. «А зори здесь тихие» на том же «Первом канале». Новая версия. Которую уже не надо оцветнять. Потому что она и так цветная. И актеры красивые, и бюджет хороший, и война военная. Ребята! Вам никогда не снять таких фильмов, какие снимали раньше! Не только потому, что таланта не хватит. Не только потому, что переснимать великую классику можно только с целью нарубить бабла на громкой афише.

Но еще и потому, что те фильмы о войне снимали люди, которые реально знали, что это такое! Режиссеры, сценаристы — актеры! — были фронтовиками. Им не нужно было ничего придумывать и ничего из себя выдавливать.

Они снимали кино о своей жизни. А теперь снимают комиксы. И даже если честно пытаются сделать как лучше, получается просто хороший, но все равно комикс.

На «России», правда, уже глубокой ночью, — как раз одно из редчайших исключений из этого правила. «Мы из будущего» — действительно хороший фильм. Но хорош он не потому, что про войну, а потому, что как раз про нас. И про то, как нам повезло, что воевали не мы! А мы можем вот так ходить в пилотках, и пить пиво, и пришпандоривать ленточку на автомобиль.

Но, как ни крути, на всех каналах главное в День Победы — трансляции с Красной площади. Сначала парад, потом шествие «Бессмертного полка». К телевидению здесь претензий никаких быть не может. Оно просто показывает, как едут танки и как на замаскированном мавзолее стоит Путин. И как ветераны превращаются здесь в массовку. Да и сама Победа — декорация для демонстраций наших амбиций всему миру. Никто больше парадов по случаю победы над фашизмом не проводит! Ни одна страна!

У них что, нет танков? Самолеты не летают? Может, и армии нет больше ни у кого? Тогда почему же они все отмечают этот праздник как-то иначе? И почему только мы считаем, что правильно отмечать его парадом?

«Бессмертный полк» — это другое. По-человечески — самая правильная акция в такой день. Несмотря даже на, увы, многочисленные свидетельства бюрократического идиотизма. Когда людей обязывают куда-то выходить, — порою даже с портретами неизвестных их мужчин и женщин.

Но абсолютное большинство шедших по улицам с портретами — нормальные люди. Я много ездил в метро и вообще был в городе 9 мая, и мне по дороге встретились сотни пассажиров и пешеходов, которые отправлялись в центр Москвы. Совершенно нормальные, искренние граждане. У многих портреты буквально сделанные в домашних условиях.

Пусть люди идут. Пусть их будет много. И не надо никого заставлять. Не надо истерических нот в эфире во время прямых включений с шествия. Можно вообще безо всяких включений и комментариев. Зрелище, когда тысячи и тысячи людей идут и идут, впечатляет само по себе.

А я, глядя на «Бессмертный полк», идущий по Москве, вспомнил, что ведь зарождалась эта акция всего четыре года назад, в Томске. По инициативе канала ТВ2. Который потом подло и пошло разогнали.

А георгиевскую ленточку — еще до того, как ее «сакрализировали», а потом превратили в символ войны с Украиной, придумали коллеги из «РИА-Новостей». Но команду Светланы Миронюк разогнали тоже.

У нашей власти есть удивительная способность загадить даже самые замечательные вещи. Я боюсь, как бы акцию «Бессмертного полка» так же не изгадили, как георгиевскую ленточку. Для них ничего невозможного в этом смысле нет. А уже телевидение им в этом поможет!

util