11 Мая 2016, 20:03

«Торг продолжается, но главный вопрос решен — такой журналистики, как в РБК, терпеть не хотят»



Медиаэксперты поделились с Открытой Россией мрачными прогнозами относительно судьбы РБК

Сергей Смирнов, главный редактор портала «Медиазона», один из создателей Профсоюза журналистов:

— Я думаю, что некоторые материалы, опубликованные РБК, действительно были восприняты Путиным как личный вызов, были расценены если не как оскорбление, то как затрагивание личных интересов. Думаю, это вопрос решенный — с РБК будет покончено.

Боюсь, что нишу РБК полноценно заполнить не удастся. Это будет удар по рынку, удар по качественной журналистике.

РБК показал, как нужно делать расследования. Показал, что, оставаясь серьезным СМИ, можно быть и очень популярным медиа, в котором высокое качество расследований положительно сказывается на просмотрах. У РБК ведь очень хорошая динамика посещаемости в последнее время, очень хорошая цитируемость. РБК — это качественное медиа, и очень большое. И маленькие медиа потерю большого медиа в любом случае никак не покроют. Так что прогнозы у меня довольно мрачные. Кто может сделать огромную редакцию на 70-80 человек, которая будет так же качественно работать?

Та же «Медуза» уступает РБК в разы и по посещаемости, и по ресурсам.

Готов ли Прохоров отказаться от РБК? Конечно. Вообще не сомневаюсь. Я вообще думаю, что между Прохоровым и потенциальным покупателем вопрос только в деньгах. Кризис. Никто не хочет брать на себя лишние расходы. Прохоров хочет продать РБК подороже. Потенциальные покупатели хотят купить подешевле. Прохоров говорит: «Я купил РБК за 80 миллионов долларов, ввязался в долги и дешево продавать не могу, вы что». А ему говорят о неадекватной цене и огромных долгах РБК. К тому же, скорее всего, Прохоров тоже имеет какие-то договоренности — может быть, даже с тем же Путиным, и обе стороны во время спора кивают на Путина.

Предполагаю, что сообщения об уголовном деле — один из главных элементов вот этой торговли и переговоров. Торг продолжается, но главный вопрос решен — такой журналистики, как в РБК, терпеть не хотят.



Антон Носик, медиаменеджер, блогер:

— РБК в нынешнем виде — слишком свободное издание, и желающих свернуть ему шею слишком много. Вряд ли какое-то издание сможет заполнить эту нишу, потому что РБК — способ работать профессионально, опираться на серьезный ресурс корреспондентский и штатный. Уничтожение РБК будет означать то, что никто и никогда не вложит деньги в создание такого ресурса в России.

По сути дела, для каких-то людей вопрос чести задушить РБК, вопрос принципиальный. Чтобы никто никогда не нанимал репортеров, чтобы никогда никто не отвечал за достоверность информации. Эта ситуация с РБК, по большому счету, для потенциальных инвесторов в российские СМИ означает примерно следующее: профессиональная журналистская работа в России наказуема.

Главное следственное управление ГУ МВД по Москве возбудило уголовное дело о мошенничестве в медиахолдинге РБК. Об этом сегодня утром сообщило агентство RNS со ссылкой на копию постановления о возбуждении дела (позже агентство эту копию опубликовало). Согласно нему, заявление о возбуждении дела подал бывший акционер компании «Байт-телеком» (управляла центром обработки данных, 75% акций принадлежали РБК) Александр Панов. По его словам, его и Ярослава Карецкого незаконно лишили 25% акций «Байт-телекома» на $13,4 млн.

По данным RNS, в рамках этого дела будут проверять топ-менеджмент медиахолдинга, в том числе гендиректора РБК Николая Молибога, финдиректора РБК Игоря Селиванова и вице-президента «Онэксима» Дерка Сауэра. Пресс-служба ГУ МВД подтвердила «Ведомостям» факт возбуждения уголовного дела; источник «Ведомостей» в полиции заявил, что речь идет именно о компании «Байт-телеком».

В этот же день гендиректор РБК Николай Молибог опубликовал в своем фейсбуке пост, в котором заявил, что не располагает какой-либо точной информацией по этому постановлению и не готов комментировать эту ситуацию:

Чуть позже он подробнее объяснил историю с «Байт-телеком». По его словам, 75% акций этой компании принадлежало холдингу РБК до конца сентября 2014 года; 24 сентября 2014 года актив перешел к Фариде Каримовой. По словам Молибога, сделка была осуществлена в полном соответствии с законодательством РФ и компания готова предоставить копии документов, подтверждающие эти события.

Молибог так же заявил, что юристы РБК изучают возможность подачи иска к Rambler News Service и к Александру Панову «в связи с публикацией непроверенных и недостоверных сведений, порочащих деловую репутацию группы компаний и ее сотрудников»

Ранее, в апреле 2016 прошли обыски в группе «Онэксим», подконтрольной Михаилу Прохорову, а шеф-редактор РБК Елизавета Осетинская отправилась в отпуск на год. СМИ связывали это с давлением на холдинг из-за публикаций о предполагаемых дочери и зяте Владимира Путина Катерине Тихоновой и Кирилле Шамалове, а также с публикациями расследований, связанных с панамским архивом.

util