26 May 2016, 11:00

National Post о произведениях искусства, из-за которых спорят Россия и Германия

Вторую мировую войну нельзя считать полностью оконченной, пока не решена судьба трофеев, вывезенных Красной Армией из Германии, считает канадский журналист Роберт Фулфорд


Руководители культурных ведомств в Берлине и Москве делают все возможное в данных обстоятельствах и проявляют подлинное международное сотрудничество, стараясь сгладить потенциальный скандал, который с 1940-х годов беспокоит музеи двух стран.

На прошлой неделе они совместно объявили, что 59 скульптур эпохи Возрождения, исчезнувшие из берлинского Музея Боде (в то время — Музея кайзера Фридриха. — Открытая Россия) во время Второй мировой войны, найдены — где бы вы думали? — в хранилище Пушкинского музея в Москве.

Как это могло случиться? Во время вторжения нацистской Германии в Россию в 1941 году в ходе блицкрига было уничтожено много исторических сокровищ. И в 1945 году, когда советские войска вошли в Германию, вместе с ними туда прибыли эксперты, которых иногда называют «трофейными бригадами», чтобы собрать произведения искусства для советских музеев.

По заслуживающей доверия оценке, советская добыча составила до 2,6 млн единиц «культурных ценностей» — от миниатюр до Большого фриза Пергамского алтаря, грандиозного памятника древнегреческого скульптурного искусства.

У великих музеев России есть традиция выставлять похищенные предметы искусства — к негодованию наследников коллекционеров, которым приходится покупать билеты, чтобы увидеть то, что прадеды не смогли им оставить. К примеру, посетители Эрмитажа в Санкт-Петербурге видят прекрасную коллекцию картин Пикассо кубистского периода. Она происходят из собраний некогда богатых русских, которые провели во Франции зиму и привезли свои приобретения в Россию — как раз вовремя, чтобы большевики завладели ими по принципу «было ваше — стало наше».

Но для Германии Советы сделали исключение. После 1945 года, когда восточная часть страны стала сателлитом Советского Союза, Москва, исполненная духа коммунистического братства, вернула значительную часть добычи — возможно, около миллиона недавно захваченных произведений искусства.

Вероятно, русские тогда или забыли о скульптурах эпохи Ренессанса из Берлина, или перепутали их с чем-то, или решили, что Берлин не захочет их вернуть: некоторые из них были повреждены после двух пожаров в здании музея, вызванных бомбардировками в 1945 году.



Пропавшая из Музея Боде коллекция лежала забытой до 2005 года, когда германские и российские кураторы стали интересоваться тем, что же уцелело. В прошлом году исследователи установили, что поврежденная бронзовая статуя Иоанна Крестителя работы Донателло может быть отреставрирована. Последовавшее за этим «открытие» 59 сохранившихся скульптур искусствоведы назвали «сенсационной находкой».

За прошедшие шесть десятилетий московские музейщики не особенно заботились о восстановлении этих скульптур. По словам куратора итальянского искусства эпохи Возрождения Музея Боде Невилла Роули, «сейчас они [скульптуры] не могут быть выставлены из-за состояния, в котором находятся. Некоторые даже разбиты на части». Помимо Донателло, среди них есть работы таких скульпторов, как Лука дела Роббиа, Никколо Пизано и Джованни Пизано. Есть планы после реставрации провести выставку этих скульптур в Пушкинском музее — возможно, это будет в 2019 году.

Тем временем произошел новый поворот в истории Большого фриза Пергамского алтаря. Сейчас он находится в берлинском Пергамском музее — монументальном здании, построенном специально для этого шедевра древнегреческого искусства. Даже у тех, кто знаком с этим произведением, захватывает дух, когда они входят в здание на Музейном острове. Ни в одном музее мира нет более грандиозного образа классического мира.

Город Пергам был расположен в Анатолии, сейчас это территория Турции (его руины находятся на окраине современного города Бергама. — Открытая Россия). В эпоху эллинизма — в два последних столетия до нашей эры — он был столицей Пергамского царства. По стилю Пергамский алтарь очень близок к афинскому Акрополю. Одна из крупных скульптурных групп изображает Гигантомахию — битву между гигантами (могущественными человекоподобными существами, которые, согласно мифам, похоронены под вулканами и вызывают извержения) и олимпийскими богами с Зевсом во главе.

В 1870–1880-х годах немецкий инженер Карл Хуман провел раскопки на месте, где находился алтарь, и обнаружил скульптурные фризы и руины здания. У Хумана была поддержка германского государства и договоренность о том, что все фрагменты фризов будут принадлежать берлинским музеям.

В 1945 году Красная Армия захватила экспонаты музея и вывезла в Советский Союз. Изъятие их из здания было сложным проектом. В 1959 году их вернули Восточной Германии, и алтарь выглядел так же, как перед войной. В 1960 году я побывал в музее и обратил внимание, что в буклете, который вручали посетителям, было сказано, что во время Второй мировой войны алтарь ради его безопасности был временно отправлен на хранение в СССР.

В 1998-м, а затем в 2001 году появились новые претенденты на этот шедевр. Министр культуры Турции потребовал вернуть алтарь и другие предметы искусства, выкопанные из турецкой земли. Германия отказалась это сделать. Сейчас посетители не могут увидеть Пергамский алтарь: в 2014 году музей был закрыт на пятилетнюю реставрацию. Он должен открыться в конце 2019-го или начале 2020 года.

Считается, что в России и других странах бывшего Советского Союза остаются около миллиона объектов искусства, собранных «трофейными бригадами», в том числе редкие книги и архивы. Германия считает эти объекты своей собственностью, а Россия — компенсацией за нанесенный в ходе войны ущерб.

На прошлой неделе президент Прусского фонда культурного наследия Херман Парцингер сказал: «Не исключено, что будет найдено еще больше». Так что как минимум в одном отношении Вторая мировая война продолжается на новом фронте.

На фото справа: Профиль молодой девушки скульптора Mino da Fiesole. Оригинальный бюст является одной 59 статуй из музея Боде разрушенных во время Второй мировой войны


Оригинал статьи: Роберт Фулфорд,
«Скульптуры, похищенные во время Второй мировой войны, таинственным образом обнаружились в Москве», National Post, 24 мая

util