19 Июля 2016, 16:50

OCCRP о кампаниях кремлевских троллей против Ходорковского и акта Магнитского

Подписание акта Магнитского, 2012 год.

Журналисты из Центра по расследованию коррупции и организованной преступности (OCCRP) Игги Останин и Элинор Роуз при участии Тимми Аллена и Лоренса Александера из Bellingcat представили свидетельства того, что прокремлевские агенты используют онлайн-петиции на сайте Белого дома для попыток тайно влиять на политику США

Пристальный взгляд на попытки использования петиций позволяет лучше понять, как кремлевские пропагандисты с помощью троллей дезинформируют граждан России о Западе.

Одна из целей, выбранных для атаки, — акт Магнитского, закон, принятый Сенатом США в 2012 году. Он предусматривает санкции против лиц, причастных к гибели Сергея Магнитского, — российского юриста, умершего в СИЗО после того, как он разоблачил многомиллионное налоговое мошенничество российских чиновников.

Кремль в этом году яростно противостоял попыткам американских законодателей расширить действие акта.

Вторая цель — это Михаил Ходорковский, богатый бизнесмен, покинувший Россию после освобождения из тюрьмы в 2013 году. Атака на Ходорковского произошла в июне, когда основанная им Открытая Россия назвала две дюжины кандидатов, которых она поддерживает на предстоящих в сентябре выборах в Госдуму.


«Издевательство над демократией»

23 апреля на сайте Белого дома некто, подписавшийся инициалами R.T., опубликовал петицию с требованием отменить акт Магнитского. Автор петиции написал, что акт «дискредитирует американское законодательство» и что он был принят в результате лоббистских усилий «двух мошенников» из России. Имеются в виду Ходорковский и наниматель Магнитского, основатель Hermitage Capital Билл Браудер.

Журналисты — участники OCCRP обнаружили, что до этого значительная часть содержания этой петиции была опубликована 19 апреля в фейсбуке Ильей Уховым, которого в российской прессе называют блогером, журналистом и социологом.

Через несколько часов после публикации в фейсбуке Ухов появился в эфире телеканала «Россия 24», где обсуждал документы, которые ведущий назвал неопровержимыми доказательствами того, что Браудер потратил в США огромные суммы денег, чтобы были введены санкции против России.

Пост Ухова затем был переработан в статью для прокремлевского сайта Life.ru, опубликованную 22 апреля, накануне появления петиции на сайте Белого дома.

О петиции написала Lenta.ru, отметив, что информацию, упомянутую в петиции, обнаружил «социолог» Илья Ухов. В заметке также сообщалось, что для опубликования петиции на сайте Белого дома не требуется «не только установления личности пользователя, но и подтверждения наличия у него американского гражданства».

За несколько недель петиция набрала больше 200 тысяч подписей. Преодоление порога в 100 тысяч означает, что Белый дом обязан дать свой ответ через администрацию сайта. Однако реакция Белого дома заключалась в повторении положений акта Магнитского.

В ответе Белого дома говорилось: «(Акт Магнитского. — Открытая Россия) отражает нашу поддержку прав человека и убежденность в том, что ответственные за нарушения прав человека должны за это заплатить. <...> Это сказано в акте, и это то, что мы намерены делать».

Ухов после этого написал возмущенную статью для Life.ru, где описал ситуацию с неудачной петицией как «издевательство над демократией».

Иллюстрация из поста Ильи Ухова


Блогер, журналист, социолог, тролль?

Но кто такой Ухов?

В мае этого года Ухов участвовал в телевизионных дебатах с ветераном оппозиционной журналистики Олегом Кашиным на канале «Дождь». Речь шла о блоге Ухова, где он заявил, что СМИ, не аффилированные с Кремлем, такие, как «Дождь», связаны с иностранными государствами.

Ухов оказался под атакой как Кашина, так и самого телеканала. «Люди, живущие в России, должны знать, почему вы прячетесь, почему вы не хотите открыто выйти и сказать: „Да, мы сотрудничаем с пропагандистским иностранным, американским агентством“», — заявил он.

Он подчеркивал свою беспристрастность: «Это мое хобби, я не специализируюсь на этой теме. Мне просто интересно с такой гражданской, с общественной позиции выяснить этот вопрос».

Однако, возможно, Ухов не так уж и беспристрастен.

В прошлом он делал карьеру прокремлевского тролля, о чем свидетельствует произошедшая в 2012 году утечка переписки Кристины Потупчик, организатора работы группы троллей. Согласно этим документам, Ухов входил в рабочую группу, мишенями которой были деятели российской оппозиции, такие, как Борис Немцов, Алексей Навальный и Олег Кашин — тот самый журналист, с которым он спорил на канале «Дождь».


Вторая петиция

Вскоре после публикации петиции, связанной с Уховым, на том же сайте появилась еще одна, посвященная аналогичной теме. Ее создал 14 июня некто, подписавшийся инициалами D.F.; он обращался к генеральному прокурору США с требованием расследовать предполагаемые денежные выплаты, сделанные Михаилом Ходорковским Бараку Обаме.

В тексте петиции содержится ссылка на статью на сайте scitechnation.com. Она была опубликована на английском языке 29 мая. В ней содержится детальное описание предполагаемой финансовой схемы, сопровождаемое диаграммами.

Статья была подписана Майком Роджерсом (по состоянию на 19 июля имя автора в публикации не указано; написано, что автор предпочел остаться анонимным. — Открытая Россия). Ссылки на статью были 15 раз опубликованы пользователем Reddit под ником Kevin_Milner, зарегистрировавшимся за три месяца до этого и публиковавшего десятки ссылок на статьи об Обаме, а также о Дональде Трампе.

Через два дня на сайте mixednews.ru был опубликован русский перевод статьи Роджерса.

Ссылки на эту публикацию появились на страницах прокремлевских троллей в российской соцсети «Вконтакте» (VK). перевод был также опубликован на сайтах actualpolitics.ru and inopressworld.ru, где Майка Роджерса назвали иностранным журналистом. Ссылки на эти сайты тоже распространялись через VK.

Что особенно важно, 1 июня информация из статьи Роджерса на русском языке распространилась в твиттере более чем 70 пользователями, у которых суммарно больше 700 тысяч фолловеров. Журналисты OCCRP считают, что это часть более широкой сети аккаунтов, методично распространяющих российскую пропаганду.

К примеру, 25 пользователей, в той или иной форме распространивших 1 июня обвинения с сайта scitechnation.com, через два дня обвинили оппозиционного лидера Алексея Навального в том, что он агент ЦРУ. Еще 15 пользователей в тот же день, когда распространяли утверждения Роджерса, опубликовали твиты в поддержку российского политика Сергея Неверова, включенного в американский санкционный список.

Некоторые из этих пользователей тоже опубликовали ликующие твиты, когда министр иностранных дел Канады Стефан Дион заявил, что его стране не нужен закон, подобный акту Магнитского.

Деятельность таких пользователей в соцсетях отражает действия «Молодой гвардии Единой России». Утечка документов, устроенная в декабре 2014 года группой хакеров-активистов Anonimous International, показала, что «защитникам», как называют себя сотрудники МГЕР, рекомендовали публиковать инфографику и мемы в определенные дни, чтобы использовать в своих целях важные события, устраивать атаки на деятелей оппозиции или защищать кремлевских политиков.


Вызов Ходорковскому

1 июня, через три дня после публикации на scitechnation.com, журналист российского телеканала РЕН ТВ (Илья Баев. — Открытая Россия) на пресс-конференции Ходорковского по видеосвязи бросил ему прямой вызов, заговорив об обвинениях.

Ходорковский и вся аудитория расхохотались, услышав о спонсировании Обамы, и от вопроса он попросту отмахнулся. «Вы знаете, первоначально данная пресс-конференция планировалась для проведения в цирке. Этот вопрос там бы был гораздо более уместен, — сказал он. — Ну слушайте, ну что мы отвлекаемся на идиотов?»

После этого сайт РЕН ТВ сообщил: «Ходорковский не ответил на вопрос на вопрос журналиста РЕН ТВ о том, спонсировал ли он Обаму». В заметке на сайте утверждается, что «информацию об этом распространяют западные журналисты».


Статья на Scitechnation

Но журналисты OCCRP обнаружили, что история петиции о Ходорковском на самом деле начинается не с Роджерса.

Роджерс в интернете выглядит как самый типичный американец. В его инстаграме полно фотографий фастфуда, селфи, где у него на груди значок сотрудника Walmart с его именем, и сводок погоды в его родном городе — техасском Форт-Уэрте.

Роджерс предлагает услуги по размещению на его странице новостных сообщений, хвастаясь, что он умеет привлекать большой веб-трафик и выводить любую заметку на первую страницу результатов поиска в Google, и все это за умеренную плату.

Когда журналисты OCCRP спросили Роджерса о статье, он ответил, что не писал ее. Дескать, он поставил под ней свою подпись по ошибке, а написал ее другой человек. Назвать автора Роджерс отказался, но сказал, что у этого человека американское имя.

Журналисты также связались с пользователем Reddit Kevin_Milner. На вопрос о том, как он набрел на статью на Scitechnation, он ответил: «Честно говоря, я не помню, как конкретно это произошло. Я каждый день публикую множество постов. Но новость про Обаму и русских показалась мне забавной».

Когда Kevin_Milner спросили, почему он публиковал статью так много раз, он признался, что ему за это заплатили: «Буду честен с вами, я получил такое задание. Я должен был опубликовать 15 постов с этой ссылкой».

Как и Роджерс, Kevin_Milner отказался назвать того, кто ему заплатил: «Простите, это не в моих правилах. У меня был клиент, я ничего о нем не знаю, только его ник. Кто в таких случаях дает правдивую информацию о себе? Никто».

Тем не менее инфографика, опубликованная вместе со статьей, подписанной Майком Роджерсом, похожа на картинки, сопровождавшие статью Ухова о Магнитском на Life.ru. В обоих случаях использованы одни и те же изображения, шрифты и графические стили, обе иллюстрации созданы в одной и той же графической программе.


Нарушение условий

Кто бы ни передал статью Роджерсу, публикацию оценили Ухов и другие сторонники Кремля.

2 июня Ухов пересказал содержание публикации на Scitechnation в подробной записи на своей странице в фейсбуке, добавив, что Ходорковский отказался ответить на вопрос корреспондента РЕН ТВ.

Ухов также воспользовался возможностью обратиться к Дональду Трампу в твиттере. Он написал пользователю @realDonaldTrump: «Может быть, вас заинтересует мое расследование финансирования решения Обамы российским преступником» и добавил ссылку на свой пост в фейсбуке.

Вторая петиция тоже привлекла внимание российской прессы. За короткое время она набрала почти 90 тысяч подписей, но большая часть их была впоследствии удалена администрацией сайта Белого дома, и в списке осталось всего около шести тысяч подписей.

В июле произошла еще одна крупная чистка подписей. К 5 июля их было собрано больше 70 тысяч, а 6 июля осталось только 29 тысяч.

Наконец 9 июля петиция была полностью удалена. Белый дом объяснил, что петиция «удалена с сайта на основании нашей модераторской политики, поскольку представляла собой нарушение условий пользования сайтом».

Но удаление подписей, а затем и самой петиции вызвали гнев в российской прессе, утверждавшей, что ради защиты Ходорковского в США подрывают демократию.

В обсуждение снова вмешался Ухов. Он написал в твиттере о решении Белого дома: «Вот эти вот люди со светлыми демократичными лицами оказывается ведут себя как воришки мелкие в подворотне» (пунктуация оригинала сохранена. — Открытая Россия).

12 июля на сайте Белого дома появилась новая петиция о Ходорковском. Текст ее почти точно совпадает с удаленной, но автор, скрывающийся под инициалами D.F., добавил: «Мы возмущены удалением нашей петиции и требуем рассмотреть ее в соответствии с правилами!»

Новая петиция претворяется предупреждением администрации сайта: «По данной петиции отмечен высокий уровень активности спамеров. Подписи, которые мы сочтем нарушающими условия пользования сайтом, будут удалены».

Оригинал: Игги Останин, Элинор Роуз, «Кремлевские тролли атакуют Ходорковского и акт Магнитского», OCCRP, 19 июля


ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

Николай Злобин: «Россия тоже нанимала лоббистов, чтобы Акт Магнитского не приняли»

util