Редактор издания Starove.ru: «сейчас главная проблема — это неумение работать с фактами»
30 August 2016, 16:51

Редактор издания Starove.ru: «сейчас главная проблема — это неумение работать с фактами»

Олег Хохлов, праправнук одного из первых старообрядческих журналистов Андрея Королева, продолжает дело своих предков. Олег активно развивает старообрядческий интернет. Главное его детище — small media Starove.ru, которое сегодня стало одним из самых популярных ресурсов в своем сегменте. Сергей Простаков поговорил с журналистом о запрете на анонимность в сети, о медиаконкуренции между конфессиями и о переизбытке некачественной информации


— Как появился сайт Starove.ru?

— Где-то в 2005 году у меня появился интернет, и я начал работать над тем, чтобы голос старообрядчества, в частности мой, был представлен в сети. В 2008 году я уже выступал с докладом «Старообрядчество в интернете» на конференции в Румынии, где также со времен раскола компактно проживают несколько десятков тысяч наших верующих. Сначала старообрядческий интернет был представлен в виде тематических форумов. На них общалось около сотни человек, и там можно было найти редкую информацию: обсуждались богословские вопросы, велась полемика. В 2007 году в жизни старообрядцев произошло эпохальное событие. На Освященном Соборе Русской православной старообрядческой церкви (РПСЦ) было принято решение запретить ее членам анонимно высказываться в интернете по церковным вопросам. Ники и юзернеймы были запрещены, и все должны были регистрироваться на интернет-ресурсах под своими собственными именами. После этого решения мне пришлось под собственным именем комментировать на форуме какую-то очень острую тему, и это навсегда изменило мое отношение к сетевой публицистике. Вскоре, в том числе из-за потери форумами своей анонимной привлекательности, они начали исчерпывать себя. Я же начал задумываться о необходимости создания современного старообрядческого ресурса, который был бы стал следующим шагом по сравнению с форумами. В 2007 году я подключился к наполнению молодежного сайта РПСЦ, который тогда уже существовал, но был никому не известен. За плечами у меня уже был опыт издания ежемесячной приходской газеты «Рогожские вести», которую мы печатали на принтере в общине вместе с единомышленниками.

Главным нововведением виртуального ресурса стали анонсы. На большинстве сайтов новости публикуются постфактум, когда событие уже не актуально. Мы же стали публиковать анонсы ближайших церковных праздников и мероприятий. Тогда же я создал группу «Ближайший старообрядческий праздник» во «Вконтакте», так как их технологии позволяли настроить календарь. Со временем у нас появился свой стиль, мы стали публиковать оригинальный контент, отзываться на текущую повестку, писать на злобу дня.Кстати, в начале 2000-х, когда бабушка и прабабушка уже умерли, я, к удивлению своему, обнаружил в новых старообрядческих изданиях, что мой прапрадед Андрей Иванович Королев был издателем первого еженедельного старообрядческого журнала «Церковь». Сто лет назад номер на 10-20 страницах выходил многотысячными тиражами еженедельно, а теперь для нас это недосягаемая планка.

— Кто сейчас работает над Starove.ru?

— Четыре человека с разной степенью вовлечения в процесс производства контента. Я перечитал ваши предыдущие интервью с создателями small media — у нас похожая ситуация. Особенно нам, пожалуй, близки проблемы панков. Я тоже считаю более перспективной работу над сайтом, а не развитие в социальных сетях. На сайте лучше структурированы материалы, их проще найти, к ним всегда без труда можно вернуться, они индексируются поисковыми сетями. У нас есть авторы, которые присылают материалы, постоянно люди шлют ссылки на что-то интересное для перепечатки. В этом случае, как правило, мы добавляем к статьям актуальные иллюстрации.

Жестких требований по конфессиональной принадлежности авторов у нас нет. Но мы и не платим гонораров. Это, естественно, ограничивает наш потенциал. Рук всегда не хватает.Сайт помогает осуществлять некоторые проекты, хотя я скептически отношусь к сбору средств через интернет. Нам удалось осуществить несколько важных дел при помощи проекта «Деловые предложения старообрядцев». По нашей просьбе были собраны крупные суммы нескольким погорельцам из числа уважаемых прихожан, попавших в беду. В прошлом году за четыре месяца набралась вся необходимая сумма на издание книги с автобиографией старообрядческого епископа Геронтия, который провел 10 лет в ГУЛАГе, но вышел несломленным и не побоялся написать об этом испытании. В 2012 году епископ Геронтий был причислен к лику православных святых, и я считаю издание этой книги одной из самых важных наших инициатив.

Но такие эпизоды — не самоцель. Кто-то из предыдущих героев вашего цикла статей говорил вам, что стремится к выходу своего small media только на бумаге. Я считаю, что это проявление эгоизма. Материалы должны быть максимально доступными и бесплатными. Именно этим меня и привлекает работа над сайтом. Кстати, книгу о святом Геронтии можно скачать у нас на сайте и заодно прочитать, как нам удалось собрать необходимую сумму.

— Почему вы не пользуетесь специальными ресурсами для краудфандинга?

— Не приходилось сталкиваться. Хотя, конечно, есть и определенное консервативно- настороженное отношение. Лично я ни разу не слышал, чтобы кто-то рассказывал о своем опыте пожертвований кому-то посредством специализированных ресурсов. Исторически старообрядцы предпочитали давать деньги конкретному человеку, а не под красивый бизнес-план. К тому же у нас нишевые церковно-общественные интересы. Посторонним дольше придется объяснять, кто такие старообрядцы... Моя цель — люди должны знать нас и наш сайт, доверять нам, следить за новостями. И помогать, если мы попросим. А мы не должны попрошайничать по пустякам и прибедняться.

— Кто-то поддерживает материально Starove.ru?

— В основном это наши частные средства. В текущем виде сайт не требует больших материальных затрат. Больше всего времени тратится на верстку и размещение материалов: на публикацию одной иллюстрированной в нашем стиле статьи уходит три-пять часов, не считая написание. Правда, мы не гонимся за потоком новостей, чтобы считать это глобальной проблемой. Мы стараемся писать в ритме жизни нашего читателя. Если никто не может читать от корки до корки более трех-четырех статей в неделю, тогда зачем вешать десятки пустяковых заметок? Да и у меня есть максимум два часа в день, чтобы уделить внимание нашему детищу: пока еду в транспорте с ноутбуком. Ни на работе, ни дома времени на общественную деятельность не предусмотрено. Много приходится работать над рубрикой «Старообрядческий навигатор», куда мы заносим информацию о всех приходах нашей церкви. Конечно же помощь никогда не будет лишней. Сайт давно требует значительной доработки, «лечения глюков». Актуальна и проблема с программистами: наши потребности на данный момент более масштабные, чем возможности базовых шаблонов.

Действительно радует тысяча рублей, которую некий Иван В. перечисляет нам каждый месяц, в районе получки, на карточку для пожертвований с сухой пометкой «Староверу на сайт». На той неделе в «Яндекс-кошелек» впервые за полгода кто-то перечислил 100 рублей с припиской «На хорошее дело не жалко» (тоже не первый раз вижу эту фразу). Такие вот эпизоды греют душу и стимулируют созидание.

— Расскажите о ваших журналистских расследованиях. Периодически у вас выходят огромные материалы, в которых вы рассказываете о разгроме домашнего свиноводства в России или проблемах рыбного хозяйства.

— Одна из задач проекта Starove.ru — это борьба с фальсификациями. Сто лет назад слово «старообрядец» однозначно ассоциировалось со словом «честность», открытой бескомпромиссной борьбой со всевозможными лукавством и подтасовками. Нам, на мой взгляд, сегодня удается держать марку. Например, я вижу по запросам в поисковых системах, что люди ищут у нас разоблачение исторических фальсификаций. И находят!

В целом же для меня позиция людей по отношению к старообрядчеству — это лакмусовая бумажка, которая помогает проверить адекватность собеседника, его кругозор и во многом — его искренность или ангажированность. Например, недавно в СМИ появилась нездоровая волна интереса к старообрядчеству. Теперь массово раскручивается бредовая теория некоего Пыжикова о главенствующей роли старообрядцев в организации революции и даже сталинских репрессий.

Первым для меня сенсационным открытием стало расследование предыстории появления мифологизированного клише о том, что «четверг — рыбный день». Как известно, в христианстве рыбные дни — среда и пятница, когда при помощи поста мы вспоминаем предательство Иуды (среда) и последовавшее распятие Спасителя (пятница).

Вдруг выяснилось, что тема советской диетологии оказалась фигурой умолчания во всех СМИ и «Википедии». Удалось найти, что новая традиция была заложена в 1976 году вслед за постановлением Совета министров СССР о развитии рыбного хозяйства. Но документа с текстом постановления в открытом доступе нигде нет. Я его запросил в юридической базе данных. Получив документ, выяснил, что несколько пунктов из тридцати в этом документе засекречены! Скорее всего, там и говорится о том, кто и почему решил окончательно задушить православную традицию, назначив четверг «рыбным днем». Эта статья — одна из самых старых на нашем сайте.

Исследование разгрома свиноводства началась с того, что я узнал, как наш старообрядец из Калужской области возит в Краснодарский край свинину на продажу. Хотя, казалось бы, в самом Краснодаре свинины должно быть хоть отбавляй. Оказалось, что там в домашних хозяйствах животных почти не осталось. В течение двух месяцев мы вели расследование, искали статистику, связывались с фермерами — и обнаружили те же «рога лукавого». В области по факту и даже по статистике диких кабанов больше, чем домашних свиней — около тысячи штук. А несколько лет назад в домашних хозяйствах были сотни тысяч животных! Причем тема с истреблением свиней в домашних хозяйствах из-за «африканской чумы» продолжается. Вот недавно мы вернулись к этому вопросу, потому что «африканская чума» вдруг появилась в Крыму.

— Кто читает ваш сайт «для думающих и ищущих»?

— Согласно «Яндекс-метрике», нас посещает в день около тысячи человек. Костяк читателей — триста-четыреста человек, которые заходят к нам каждый день. Один из самых популярных наших материалов — «Почему играть в карты — грех?». Это еще одно наше авторское расследование. Оказалось, что вся символика игральных карт — глумление над христианством. Крести — это крест, пики — копье, бубны — гвозди, и все это мы кидаем на стол, играя в «дурака»... Я всегда думал, что играть в карты грешно из-за азарта, а оказалось, что от лукавого в них гораздо больше. Такие вещи случайным совпадением никак нельзя назвать, а корни уходят в масонство и оккультизм, хотя там еще поле непаханое для открытий... У нас по запросу о картах и христианстве ежедневно на сайт заходит очень много людей.

— Никониане на ваш сайт заходят?

— Да, очень популярно наше разоблачение «Новой хронологии», а также мудрование Германа Стерлигова. Про веды и «Велесову книгу» почитаешь ученых — там просто пробы негде ставить: какой-то цирк, только не смешной.

Предшественник Starove.ru «Старообрядческая мысль» задумывалась и существовала изначально как молодежный сайт. Но в один прекрасный день — в июле 2013 года — в таком качестве он «умер» — на него нельзя было зайти. В тот день пять лет моей работы было уничтожено. Но я увидел в этом некий промысел, поэтому решил с нуля сделать новый сайт.

Самое интересное началось дальше. Когда мы на коленке за пару недель создали Starove.ru, выяснилось, что одновременно с нами в режиме строгой секретности более года готовился к запуску аналогичный ресурс о старообрядчестве под названием «Русская вера». Мы вышли в эфир с ними синхронно — в августе 2013 года.

Спустя полгода за ним показались и любимые мной «рога и хвост»: их «старообрядческий» сайт финансируется из источников, близких к Отделу внешних церковных связей РПЦ МП. Это неслыханно, чтобы о старообрядцах под видом старообрядцев писали никониане! Но вот вам правда жизни.

С самозванцами иногда приходится конкурировать, хотя я стараюсь к ним не заходить. Целевая аудитория у нас одна, причем достаточно узкая, но информация на двух ресурсах совершенно разная. Они могут позволить себе платить гонорары, нередко перекупают наших авторов... Но есть и обратное движение: есть примеры, когда люди прекращают сотрудничество с ними, поняв истинную цель их существования — размывание сути старообрядчества.

— Кто еще, кроме этого сайта и Starove.ru, существует в старообрядческой медийной среде в интернете?

— Сейчас я приготовил очень насыщенную презентацию о старообрядчестве в интернете. Она еще не издана, но скоро появится. В ней перечислен набор всех необходимых ресурсов для человека, интересующего древлеправославием. Если же говорить о среде в целом, то она, как ни странно, очень конкурентная или, я бы сказал, раздробленно-эгоистичная. Например, есть пара старообрядческих блогов, которые занимаются такой же просветительной работой, как и мы, а иногда даже лучше, — но сотрудничать с ними не получается. Их устраивает своя ниша и аудитория, а я зрительно не переношу убогий формат «Живого журнала».

— Интернет — это глобальная сеть, но старообрядчество по сути и в ней остается автономным сообществом. Поэтому хочу спросить: как со стороны выглядит современная российская журналистика?

— Она выглядит неоднозначно. Хоронить ее неправильно. Есть избыток информации в целом и информационный вакуум в деталях. Недавно открыл для себя очень интересные исследования в журналах ИД «Коммерсантъ». Раньше иногда покупал «Эксперт». Очень многое из этого близко мне и аудитории нашего сайта. В вашем цикле интервью о small media много говорят о цензуре, о гонениях на независимую журналистику. Но мне кажется, что сейчас главная проблема — это неумение работать с фактами. Лично мне из ФСБ никогда не звонили, хотя я и не считаю, что даю для этого повод. Наоборот, с нами стал сотрудничать журнал «Защита и безопасность», который издается для генералитета и кадрового состава силовых структур.

Считаю, что пребывать в постоянном страхе «чего-то» — самое последнее дело. Никогда не нужно бояться говорить правду. Старообрядцы всегда отличались прямотой, за что их и уважают.

— Кого сами читаете?

— Почти ничего. Мечтаю больше читать святоотеческой литературы, хочу аудиокниги начать записывать, чтобы в дороге слушать, но нет помощников. Наш уровень знаний за сто лет опустился ниже плинтуса. А подшивки книг дореволюционных пылятся в библиотеках. А там такие полемисты были — зачитаешься! Тогда еще никониане пытались им перечить, был спор.

Когда вешаем статьи про праздники, обязательно перечитываю все. И вообще, я стараюсь все материалы через себя пропускать. Пару раз, не глядя, повесил — потом пожалел...

Сейчас большую часть времени отнимает работа, никак не связанная с журналистикой, и семья. Правда, я каждый день пролистываю бесплатную газету «Метро» и коллекционирую даже номера, так как на их сайте нет архива. Эту газету я называю «летописью деградации нашего общества». Потом продам какому-нибудь всю подшивку или сожгу.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

util