5 Октября 2016, 09:00

Миссионерская проза. Как пастора из Марий Эл осудили по «пакету Яровой»

 Александр Якимов. Фото: 7x7-journal.ru

В Марий Эл прошел прецедентный суд над руководителем христианской группы Александром Якимовым, которого согласно «пакету Яровой» обвинили в «незаконной миссионерской деятельности» из-за участия в деревенском празднике. Пастор готовится к апелляции 7 октября. А 5 октября за «незаконное миссионерство» будут судить старосту деревни Мари-Шолнер


Дело пастора из Марий Эл, суд по которому прошел 31 августа, привлекло внимание экспертов в области религиозного права. Оно стало одним из первых в России после вступления в силу «пакета Яровой», предусматривающего среди прочего наказание и за «незаконную миссионерскую деятельность».




«Новое поколение»

Пятидесятники (так еще называют христиан веры евангельской) живут и действуют в районном центре Сернур с начала 2000-х годов. Общину организовал Александр Якимов — местный житель, вернувшийся тогда домой из Йошкар-Олы. В столице Марий Эл в начале 1990-х Якимов был прихожанином Христианского центра, там же стал пастором. Церковь пятидесятников в Сернуре возникла как филиал рижской церкви «Новое поколение» и просуществовала под ее эгидой до лета 2016 года, когда в Минюсте прошла перерегистрация и переименование религиозной организации. Теперь она называется просто: религиозная группа христиан веры евангельской поселка Сернур. Постоянное число прихожан, по словам Александра Якимова, составляет около пятидесяти человек. Службы идут в зале, оборудованном на средства прихожан при доме пастора.

С деревней Мари-Шолнер сернурские пятидесятники тесно связаны примерно с 2005 года — на празднике, которым заинтересовалась прокуратура, выступавший перед жителями Мари-Шолнер Якимов сообщил, что религиозные группы взаимодействуют 10-11 лет. Тогда они организовали и провели первый праздник деревни. Впрочем, участвовали они и в праздниках многих других деревень и соседних районных центров, в том числе и потому, что у пятидесятников есть музыкальные инструменты и необходимая аппаратура. На личной странице «ВКонтакте» одного из членов религиозной группы Эдуарда Данилова (он был ведущим праздника в Мари-Шолнер) подробно рассказывается, где проводились концерты сернурской церкви «Новое поколение». Именно открытость этой информации, а также сведения о намерениях пятидесятников провести очередной «День деревни» 30 июля привели к появлению сотрудников полиции и ФСБ на нем, считает Данилов.

Главная улица деревни Мари-Шолнер. Фото: 7x7-journal.ru

«Раньше он выпивал, но потом обратился к Богу»

Марсель Насыров, участковый, дежуривший 30 июля в Мари-Шолнере, рассказал, что сейчас для охраны порядка на общественных мероприятиях обязательно ведется видеосъемка, поэтому он приехал в деревню с видеокамерой. По словам Александра Якимова, он знал, что праздник будут записывать на видео, но не ожидал таких карательных последствий. По мнению защиты пастора, видеозапись свидетельствует скорее в его пользу. 11-минутный фрагмент его выступления был выложен в YouTube.

Но суд даже не стал просматривать видеозапись, а положился на мнение представленной обвинением экспертизы. В ролике видно, как лидер сернурских пятидесятников Якимов обращается к жителям со словами: «Деревня процветает, дети рождаются. Многое совершается по молитве. Каждый человек кому-то верит. Ведь он есть вера божья».

«День деревни» проводился около местного клуба, который не работает. Недавно в этом помещении был пожар, и теперь оно закрыто. Местные жители по традиции продолжают сюда приходить, но празднуют под открытым небом. Праздник деревни Мари-Шолнер, в которой постоянно проживает около ста человек, проходил благодаря старосте Василию Зайцеву, работнику «Водоканала» из районного центра Мари-Турека (до него примерно пять километров): он вложил в торжество собственные средства. По словам Якимова, такое возможно, «когда человек узнает Бога, начинает в него верить».

«Раньше он выпивал. Не знаю, как дом находил, но домой всегда приходил. Более 15 лет назад он обратился к Богу», — сообщил Александр Якимов со сцены и пригласил на нее старосту. Затем он благословил Василия Зайцева, и тот заплакал от счастья. Жители деревни закричали: «Халлилуйя!»

Староста деревни Василий Зайцев. Фото: 7x7-journal.ru

Сразу после завершения речи к Якимову подошли полицейские и люди в штатском, которые обвинили его в нарушении нового закона из «пакета Яровой». Поводом для возбуждения дела по части 4 статьи 5.26 КоАП («осуществление миссионерской деятельности с нарушением требований законодательства о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях») стало именно благословение пастором Василия Зайцева.

«В Мари-Шолнер меня пригласил староста деревни, мой друг. Я выступил, благословил старосту, поздравил жителей. А когда все завершилось, подошли полицейские и сотрудники ФСБ и сказали, что я занимался миссионерской деятельностью», — рассказал Якимов.



«Экспертиза»

Предъявленное Якимову обвинение, по словам религиоведов и его представителей в суде, основывается на результатах экспертизы видеосъемки. Ее представила в суд кандидат философских наук, сотрудник Поволжского государственного университета (Йошкар-Ола) Анна Артамонова. Тема исследований Артамоновой — институт семьи, феминизм, массовое сознание (одна из статей посвящена «макдональдизации общества», также она значится автором брошюры «Семья как национальная идея»). В 2015 году Артамонова принимала участие в Рождественских чтениях Марийской епархии РПЦ и выступала на тему православных семейных ценностей.

Юрист информационно-аналитического центра «Сова», представляющий интересы Александра Якимова в суде, Владимир Озолин обращает внимание, что выводы экспертизы видеоматериалов, представленной прокурором, явно выходят за рамки компетенции специалиста-религиоведа. Как отмечает Озолин, эксперт специально вводит понятие «скрытая миссионерская деятельность», чтобы подогнать квалификацию выступления пастора под трактовку нового закона. Экспертиза фактически не различает миссионерскую и религиозную деятельность церкви и ее лидера. Анна Артамонова делает вывод, что деятельность Якимова нарушает законодательство, что не входит в компетенцию автора экспертизы. Таким образом, текст экспертизы был написан для обвинительного заключения прокурора, считает юрист.

31 августа мировой судья в Мари-Туреке признал лидера сернурских пятидесятников Якимова виновным в незаконной миссионерской деятельности и назначил ему штраф — пять тысяч рублей. «Указанные действия осуществлены им намеренно и осознанно на публичном празднике, проходящем на территории муниципального образования с присутствием несовершеннолетних лиц, при проведении светского мероприятия — праздника деревни, а не религиозном собрании», — говорится в тексте постановления.



Опасный прецедент

По мнению научного сотрудника Института Европы РАН Романа Лункина, во время обращения к деревенским жителям пастор Якимов был юридически безгрешен: его группа уведомила органы юстиции о своем существовании, у него были и есть полномочия руководителя группы. На собрания своей церкви жителей он не приглашал, а значит, не было и цели «вовлекать» не членов объединения в группу пятидесятников.

Доктор философских наук, профессор кафедры религиоведения Казанского федерального университета Анатолий Погасий приезжал на заседание суда в райцентре Марий Эл, чтобы представить свое экспертное мнение, но судья его слушать отказалась. Новая правоприменительная практика опасна для религиозных групп, считает профессор: выявленное нарушение, может, и незначительно, как и сумма штрафа, но в итоге это разбирательство может привести к ликвидации церкви пятидесятников в Сернуре. «Если в течение года власти найдут еще какое-то нарушение в деятельности этой религиозной организации, она может быть закрыта решением суда. Как минимум, административный штраф будет висеть над религиозной группой в течение года, — отмечает Погасий. — Во-вторых, создается прецедент, который при нашем непрецедентном правосудии все же будет влиять на принятие решений в аналогичных случаях. Так было, например, когда суды по всей стране начали штрафовать воскресные школы за незаконную деятельность. Эта практика прекратилась, после того как один из судов признал, что воскресные школы не осуществляют образовательную деятельность. На основании этого решения было издано постановление Верховного суда России».

Анатолий Погасий. Фото: 7x7-journal.ru

Пастор Александр Якимов не признал своей вины и готовится обжаловать постановление мирового судьи. Рассмотрение его апелляционной жалобы в районном суде назначено на 7 октября. А 5 октября состоится отложенное заседание мирового суда по делу о причастности старосты Мари-Шолнер Василия Зайцева к незаконной миссионерской деятельности.

util