9 November 2016, 10:00

The Daily Beast: российская телезвезда и интернет-тролли в американском сатирическом шоу

Кадр из телешоу Full Frontal

Корреспондент The Daily Beast Мэтт Уилстайн рассказывает об американском сатирическом телешоу Full Frontal, которое показало интервью с российскими троллями, агитировавшими в интернете за Дональда Трампа, и коснулось темы свободы слова в России


Когда исполнительный продюсер телешоу Full Frontal (сатирическое шоу канала TBS. — Открытая Россия) Майлз Кан и ведущая Саманта Би решили отправиться вместе в Москву, чтобы снять на улицах несколько фрагментов для сюжета о том, как Америка в случае победы Трампа на президентских выборах превратится в Россию, они и представить не могли, какую актуальность их история приобретет накануне дня выборов.

Это было в середине лета, когда информация о связях избирательного штаба Трампа с Россией через уволенного впоследствии менеджера Пола Манафорта и бывшего советника по внешней политике Картера Пейджа только начала просачиваться на поверхность.

«Это была грандиозная история, о которой тогда еще мало говорили журналисты на Западе, — рассказал The Daily Beast Майлз Кан. — Никто этого не планировал, но, похоже, сейчас все дошло до точки кипения, и какой бы ни была причина, нам повезло, что мы тогда решили это расследовать. Мы знали, что об этом станут говорить, но не догадывались, что тема окажется доминирующей».

Съемочная бригада отправилась в Москву в начале октября. Там Саманта Би взяла интервью у пары троллей, закрывших лица масками, которые сказали, что Кремль заплатил им за посты с негативной информацией о Клинтон и позитивной о Трампе в американских соцсетях и традиционных интернет-медиа.

Как рассказал мне продюсер Разан Галайни, шоу сотрудничало с такими журналистами, как Эйдриан Чен, который писал для Gawker (интернет-таблоид, который позиционировал себя как «ресурс новостей и сплетен» и публиковал информацию, добытую незаконным путем. — Открытая Россия). Еще в июне прошлого года Чен написал для The New York Times Magazine статью о феномене российских троллей, и продюсеры обратились к нему, чтобы идентифицировать людей, давших интервью Би.

«Я не могу в подробностях рассказать, как мы на них вышли. Боюсь, что у людей, которые нам помогли, будут неприятности», — загадочно сказал Галайни. Тролли потребовали, чтобы их лица были закрыты, и не хотели, чтобы были названы какие-либо конкретные их фейковые аккаунты, — иначе можно было бы выяснить их настоящие имена. Чтобы доказать, что эти люди действительно способны сделать то, о чем они рассказывали, продюсеры Full Frontal заплатили им за троллинг их собственного шоу при помощи хэштега #SleazySam («подлая Саманта». — Открытая Россия). В ответ на вопрос, ожидает ли он «ответного удара» от троллей после выхода интервью в эфир, Галайни пошутил: «Да, как раз такого, за который мы заплатили».

Кадр из телешоу Full Frontal

На неделе накануне выборов шоу Full Frontal, отыграв тему российских попыток использовать соцсети для влияния на американскую демократию, переключилось на то, как в России с помощью государственного телевидения зажимают сатиру, и провело параллели с тем, чего можно было бы ожидать от администрации Трампа. Они взяли интервью у человека, которого Кан описал как «российского Билла О’Райли» (имеется в виду Владимир Соловьев. Билл О’Райли — американский политический обозреватель, ведущий программы на телеканале Fox News. — Открытая Россия).

«Это один из самых популярных ведущих новостей на российском государственном телевидении, — говорит Кан. — Всеми их новостными программами руководит Кремль. И 90% россиян узнают новости от государственного телевидения». Кан называет «российского О’Райли» настолько шокирующей персоной, что фрагменты шоу с его участием кажутся даже забавными. «Этот парень — такой клоун, что невозможно поверить, что его пускают на телевидение. Впрочем, если взглянуть на наше телевидение, у нас тоже есть клоуны».

«Мы как бы сопоставляем это с высказываниями Трампа о медиа, в том числе о черном списке журналистов, с его общим презрением к прессе, которое разделяют его сторонники, — говорит Кан. — И мы показываем, как с этим обращаются в России и чем обернулся бы президентский срок Трампа для таких журналистов, как Саманта».

«И вот что интересно: когда мы углубились в эту тему, то обнаружили, что одна из первых вещей, которые должны исчезнуть в таком обществе, — это сатира, — продолжает Кан, ссылаясь на гневные записи Трампа в твиттере по поводу шоу Saturday Night Live как на предвестник возможного будущего порядка вещей. — Сатира — то, что больше всего их пугает. Они не хотят, чтобы над ними смеялись. И в заявлениях Трампа очень много параллелей с российской риторикой — просто им не нравится, когда над ними смеются» (Трамп возмущенно назвал «наездом» скетчи в программе NBC Saturday Night Live, где его роль играет актер Алек Болдуин. — Открытая Россия).

Кан сравнивает Россию с Иорданией, которую нашел очень гостеприимной, когда в начале этого года снимал для своего шоу фрагменты сюжета о кризисе с сирийскими беженцами. При съемках в России он встретил значительно больше запретов.

О сложных, напоминающих со стороны братскую любовь отношениях Владимира Путина и Дональда Трампа Саманта Би в своем шоу поговорила с российско-американской журналисткой Машей Гессен. Та рассказала, что слова Путина о Трампе как о «блестящем» политике, на которые любит ссылаться республиканский кандидат, переведены не совсем верно: в оригинале было сказано «яркий».


7 ноября комментатор Первого канала Антон Верницкий
опубликовал на сайте телеканала статью о сюжете с российскими троллями в шоу Full Frontal. Верницкий утверждает, что участники шоу — сотрудники частного пиар-агентства. С одной стороны, они утверждают, что узнали об американской съемочной бригаде, которая разыскивает российских троллей, и решили ее обмануть, посмеяться над американцами и заодно подзаработать. С другой , по их же словам, они работали по американскому сценарию, в котором «абсолютно четко все было прописано», то есть история с троллями была изначально придумана авторами шоу, и тогда непонятно, кого же они искали в Москве. Это логическое противоречие в статье Верницкого никак не объясняется.


Оригинал статьи: Мэтт Уилстайн,
«Как продюсеры шоу Саманты Би выследили российских протрамповских троллей», The Daily Beast, 7 ноября

util