15 Ноября 2016, 17:43

Евгений Стеблов: «Истерика Райкина мотивирована его личными проблемами»

В центре «На Страстном» деятели искусств обсудили вопросы цензуры в современном российском театре. Руководители театров пожаловались на сложные отношения с чиновниками, обсудили вопросы финансовой поддержки со стороны государства и высказались о резонансном выступлении Константина Райкина

Дискуссия, состоявшаяся 14 ноября, во многом была посвящена обсуждению выступления худрука «Сатирикона» Константина Райкина на VII съезде Союза театральных деятелей РФ. Высказывания режиссера в отношении художественной цензуры и государственной политики в области искусства вызвали споры. Свое мнение по поводу нынешней ситуации с театральными постановками высказали многие ведущие режиссеры, включая Марка Захарова, Олега Табакова, Андрея Могучего и Евгения Миронова.

Разговор в московском центре СТД получился не столько о цензуре, сколько о внутренних проблемах театров — в первую очередь административных.

Руководитель пермского «Театра-Театра» Борис Мильграм рассказал о конфликте вокруг своего театра, а руководитель «Модерна» Светлана Врагова пожаловалась на сложные отношения с чиновниками. По вопросу цензуры участники встречи сошлись во мнении, что сегодня действительно присутствуют ее элементы, но проявляются они в финансовой и административной сфере. Много говорилось об общественной цензуре со стороны публики: «Понятно, что есть абсолютная конституционная свобода творчества, но есть и ряд законов, которые позволяют к тем или иным спектаклям, книгам, выставкам предъявлять определенные претензии. Я имею в виду закон о чувствах верующих и закон о пропаганде гомосексуализма среди подростков и детей. Словом, есть возможности, которые позволяют особо озабоченным гражданам выступать и влиять на художественный процесс» — высказался специальный представитель президента по международному культурному сотрудничеству Михаил Швыдкой.


В отношении самой речи Райкина высказался только первый зампредседателя СТД Евгений Стеблов: «Мы все время в ожидании, что нас будут бить, но никто не бьет. У меня есть ощущение, что мы как психопаты какие-то кричим: не трогайте нас! Когда было выступление Кости Райкина, это была неожиданная истерика. Он пришел на 15 минут, мы попили чай в антракте, потом он говорит: „Я коротко и побегу на спектакль“, а потом вы видели все — закатил истерику. Эта истерика мотивирована его личными проблемами с его театром».

Стеблов также отметил, что нужно уметь со всеми находить общий язык.

— Сейчас часто используют аргумент про геев и Чайковского. Ну, никто свечку не держал. Не всякий гей Чайковский, — сказал Стеблов, чем вызвал смех среди собравшихся.

— И не всякий натурал Станиславский, — тут же отреагировал Швыдкой.

— Вот именно, — подтвердил Стеблов, — Просто, друзья, я думаю, что нужно находить трезвые умные развязки. Здесь ведь умные люди собрались, мы можем найти общий язык.

На встрече прозвучало несколько предложений. Например, худрук Государственного московского театрального центра «Вишневый сад» Александр Вилькин предложил создать аналитическую записку, в которой было бы описано объективное положение дел в театре и выходы из этого положения. Затем режиссер отметил, что сегодня явно не хватает фильтра в виде художественно-гражданской цензуры и предложил создать комитет по этике и художественной оценке, состоящий из людей, «которые не скомпрометировали себя за все это долгое время». Несмотря на аргументы автора предложения, поддержки среди публики эта идея не нашла.

Разговор предполагался с участием государственных деятелей, однако единственному представителю власти — замминистра культуры России Александру Журавскому поучаствовать в общей дискуссии так и не удалось. Открытая Россия узнала мнение замминистра о прошедшей встрече:

«С одной стороны, все говорили о том, что у них болит. Как вы понимаете, у всех болят разные части тела. С другой стороны, было очень много претензий в адрес государственных властей. С моей точки зрения, они не всегда были справедливыми. Есть ощущение отсутствия какого-то диалога. Нужно понимать, что в Министерстве культуры готовы обсуждать любые реформы. А они все равно потребуются в части формирования финансирования театров. В ближайшее время мы пригласим коллег из федеральных театров и обсудим с ними этот вопрос. С нашей точки зрения, лучшие театры должны получать больше, а худшие должны тянуться до лучших. Когда мы говорим про лучших, здесь не надо понимать оценку творческого продукта — спектакля. Мы говорим о показателях эффективности, поскольку госсредства выделяются на основании определенных подходов. Конечно, для творческой группы это может звучать странно, но средства должны быть потрачены эффективным образом. Когда государство выделяет средства, оно должно понимать на что они пойдут».

Заместитель министра культуры РФ Александр Журавский. Фото: Артем Геодакян / ТАСС

Журавский добавил, что по итогам встречи никаких обсуждений в Министерстве культуры не ожидается, пока профессиональное сообщество не выдвинет четко сформулированных предложений.

Параллельно с дискуссией в СТД прошла встреча спикера Госдумы Вячеслава Володина с председателем СТД Александром Калягиным, худруком Государственного театра наций Евгением Мироновым и главой комитета Госдумы по культуре Станиславом Говорухиным по вопросу поддержки театров малых городов. Ранее подобная встреча состоялась с первым замглавы администрации президента Сергеем Кириенко, на которой деятели искусства попросили о реакции со стороны государства по поводу недопустимости ограничений творчества. Возможно, такой сигнал будет дан после второго декабря, на эту дату намечено заседание Совета по культуре при президенте РФ, и, как заметил модератор дискуссии Михаил Швыдкой, часть идей, прозвучавших на встрече, может быть доведена до сведения президента.

util