Православные против неоязычников
30 November 2016, 19:31

Православные против неоязычников

«Церковники обратились за помощью в уничтожении памятника...»

В екатеринбургском природном парке «Оленьи ручьи» развивается конфликт вокруг деревянного Перуна: древнеславянские обряды, которые периодически проводятся возле статуи екатеринбургскими неоязычниками, вызвали возмущение православных жителей района. Заручившись поддержкой православной церкви, они обратились в прокуратуру с жалобой на действия язычников и руководство парка.

Деревянная статуя Перуна была установлена в парке с разрешения администрации в 2007 году общиной «Схорон еж славен». Заместитель директора «Оленьих ручьев» Владимир Чернов рассказал Открытой России, что в установке такого объекта в парке нет никакого религиозного значения:

«Для нас это чисто арт-объект, который разнообразит ландшафт и привлекает туристов. Возможно, для организации, которая его установила, он имеет какое-то символическое значение. В целом мы его вместе эксплуатируем. Никакой религиозной подоплеки он не несет. Наш парк ни с язычеством, ни с другими религиями никак не соотносится. Установила статую группа энтузиастов, которая изучает древнюю славянскую историю, которая пытается реконструировать старые обряды, обычаи».

Среди так называемых обрядов, которые проводили язычники в парке, ― праздники Купала, Масленица, Сварогов день и другие. По словам Чернова, мероприятия, проводившиеся возле Перуна, также не несут религиозного характера:

«Они проводят не обряды, а реконструкции. Это такой событийный туризм. Естественно, всё согласовывалось с нами. Но не в плане того, религиозный это обряд или нет, есть в нем признаки экстремизма или нет. Мы не можем это всё оценивать, у нас нет таких полномочий. Мы согласовываем, чтобы не было каких-то проблем по организации движения туристов в парке».

Весной этого года местные жители обратили внимание на происходящее в парке и пожаловались в местную прокуратуру. Однако кто именно возбудил интерес к действиям язычников ― неизвестно, каждая из сторон конфликта предлагает свою версию.

Председатель сектора противодействия неоязычеству Екатеринбургской епархии иерей Максим Крылов рассказал, что за обращением стоят местные жители, которых обеспокоила древнеславянская символика:

«Несколько человек обратились ко мне с просьбой объяснить, что происходит в „Оленьих ручьях“. Там стоит Перун, и во время экскурсий, со слов жителей, экскурсоводы проводят мероприятия и рассказывают о верованиях древних славян, как они себе их представляют. Местных жителей насторожило, что там используются какие-то рунические знаки, свастики, коловрат, и я посоветовал им обратиться к искусствоведам, культурологам, к тем, кто занимается экстремизмом».

«Все наши славянские неоязычники пользуются разного рода символикой солярного типа, которая больше или меньше похожа на свастику, ― объясняет директор аналитического центра „Сова“ Александр Верховский. ― Они связывают это с тем, что такие знаки ― традиционные славянские орнаменты, что тоже правда. Сносить идола Перуну также нет никаких оснований. Да, есть люди с языческими взглядами, они считают, что язычество возродилось в их лице. Они в это верят и имеют полное право поклоняться Перуну, это их дело».

По славам иерея Максима Крылова, среди недовольных были не только православные христиане, но и исповедующие ислам татары, башкиры, удмурты, которые исторические проживают в Нижнесергинском районе Свердловской области.

Светослав Ориевич ярый, староста Уральской Руси, участвующий в установке идола Перуну, утверждает, что за преследованием славянских обрядов стоит местная православная церковь:

«Насколько мне известно, сначала недовольство исходили от нижнесергинского церковного управления. Нам сообщили казаки, что церковники обратились к ним за помощью в уничтожении памятника самобытной культуры славян, самобытного миропонимания. Сейчас они прикрываются тем, что люди ходят и спрашивают попов, как им реагировать на то, что у нас стоит Перун».

«„Видимо, кто-то подстрекает местное население, которое как-то связано с православной церковью“, ― считает Владимир Чернов, ― Им просто дали подписать это обращение. Я не уверен, что среди людей, которые подписали обращение, все знали о существовании этого символа».

Руководство парка предоставило необходимую информацию по запросу прокуратуры, проверка действий язычников в парке продолжается.

По словам Александра Верховского, претензии к действиям язычников в парке могут быть предъявлены только в том случае, если они распространяют общественно опасные идеи:

«Да, неоязычники сегодня находятся под подозрением, потому что очень часто есть пересечение с чем-то ультраправым. Надо смотреть, что именно они делают в каждом конкретном случае. В конце концов, собираться никому не запрещено, в этом нет абсолютно ничего незаконного. Я понимаю, что это может не нравиться православным людям, но что поделать. А вот если они параллельно агитируют за общественно опасные идеи — это другое дело. „Схорон еж славен“ действительно расисты. Но дело в том, что именно они делают в парке. Если они ходят и поклоняются Перуну ― не беда. Если при этом они используют нацистские символы в соответствующем контексте ― это административное правонарушение».

util