Минкульт хочет спасти отечественное кино, обложив сверхналогом зарубежное
 Фото: Юрий Мартьянов / Коммерсантъ
24 Января 2017, 19:18

Минкульт хочет спасти отечественное кино, обложив сверхналогом зарубежное

Для этого планируют повысить стоимость прокатного удостоверения в 1500 раз

В Министерстве культуры в очередной раз обсуждают способы поддержки российской киноиндустрии. Чиновники намерены увеличить цены прокатного удостоверения с 3 500 рублей до 5 миллионов, чтобы сократить количество зарубежных фильмов в российском прокате. Источник «Ведомостей» в Минкульте сообщает, что стоимость прокатных удостоверений для российских картин также составит 5 млн рублей, однако им эти затраты компенсируют.

Представители компаний-кинодистрибьюторов в России рассказали Открытой России, чем может обернуться предложение Минкульта для кинопрокатчиков:

Екатерина Назарова, директор по коммуникациям кинопрокатной компании «Вольга»:

Для того, чтобы рассчитать реальные угрозы и риски для кинопрокатчиков, нужно больше данных, чем цифра в пять млн рублей. Надо понимать, будет ли цена прокатного удостоверения поднята только для иностранного кино или для всех фильмов. Будут ли субсидии для российского кино выдаваться только тем российским фильмам, кто получил господдержку, или независимым фильмам тоже.

Смогут ли прекрасные российские независимые продюсеры заплатить пять млн за прокатное удостоверение? Не каждый фильм собирает миллиарды в прокате, но у каждого фильма есть своя аудитория. Почему мы должны лишать зрителей таких прекрасных фильмов, как «Ученик» Кирилла Серебренникова или фильма «Левиафан», как будет решено с подобными фильмами, которые выходили независимо от государства?

Можно сейчас пытаться говорить о том, что большое голливудское кино, например, «Три икса», которое приводит в пример Владимир Мединский, как раз в состоянии заплатить 5 млн за прокатное удостоверение, и вместо него с российского рынка может уйдет хорошее европейское кино, которого сейчас не так много, но для этого недостаточно предлагаемых вводных. Мы, например, очень плотно работаем с французским кино, но не все французское кино при увеличении стоимости прокатного удостоверения до 5 млн рублей будет рентабельно на российском рынке. Однако, прежде чем паниковать или делать какие-то выводы, в том числе и об угрозах потери какого-то вида фильмов для российского зрителя, нужно больше данных об инициативе. Необходимо понимать финансовое обоснование этого решение и строить модель кинопроката уже с учетом повышения стоимости ПУ.

Сергей Дешин, основатель кинопрокатной компании Cineticle Films:

«Я пока не особо изучал предложение Мединского, но уже привык к его „вбросам“, поэтому надо изучать его предложения, прежде чем впадать в панику.

Допустим, компании, которые выпускают в прокат „Звездные войны“, они могут себе позволить 5 млн, понятно, что никакой другой прокатчик этого не сможет сделать. Помимо дорогого голливудского кино это может ударить по независимому американскому кино. И так все авторские кинопрокатные компании еле выживают, а дополнительные налоги и повышения скажутся на всех.

Даже если взять большие европейские хиты, например, „Тони Эрдманн“ режиссера Марен Аде, это главный европейский фильм года, который получил кучу наград и, скорее всего, получит „Оскар“ как лучший иностранный фильм года, — прокатчики этого фильма, я точно знаю, не смогут позволить себе такие деньги, потому что он никогда не окупится в нашей стране.

Уже было множество всяких вариантов, как помочь русскому кино. Предлагали обязательно отдавать 50% экранов русскому кино, но на это никто не пошел, ни один кинотеатр не станет рентабельным после этого. Мне кажется, русское кино пока в таком состоянии, что ему никакие искусственные методы не помогут. Это только скажется на рынке — на кинотеатрах и кинопрокатчиках. В каждой плюс-минус тоталитарной стране происходит то же самое: в Иране, В Китае все голливудское кино пытаются обложить налогом. Мы идем по этой схеме. Я думаю, этот закон не примут. Он мне кажется супер-жестким и взятым с потолка. Это вброс Мединского, который, я надеюсь, отклонят, и он вскоре начнет придумывать новый».

По данным журнала «Бюллетень кинопрокатчика», в 2016 году в российских кинотеатрах было показано 585 картин, 413 из них — иностранные. Сумма соборов по стране составила 49 млрд рублей, из которых только 9 млрд — сборы российских картин.

util