«Все детство в концлагере, и старость — там же». Бывшую узницу выживают с якобы монастырских земель
 поселок Выша. Фото: Мария Ракчеева / vidsboku.com
27 Января 2017, 09:00

«Все детство в концлагере, и старость — там же». Бывшую узницу выживают с якобы монастырских земель

В поселке Выша Рязанской области медработники, получившие квартиры и приусадебные участки 50 лет назад, не могут отстоять свое право на жилье, огороды и надворные постройки. Среди тех, кто должен, по решению государства, отдать свою собственность РПЦ, — бывшая узница концлагеря Ирина Попова.

Попова переехала из Крыма в Рязанскую область 15 лет назад, когда купила в поселке Выша дом с участком земли.

Ирина Леонидовна Попова. Фото: Екатерина Вулих

Ирина Леонидовна Попова. Фото: Екатерина Вулих

«Вместе с родителями довелось побывать в концлагере, но я очень смутно помню то время. Только то, что родители работали с утра до ночи, а дети были предоставлены сами себе и очень хотели есть. Выросла и стала медиком, а когда умерла мама, я продала квартиру в Крыму и купила этот дом, оформив все документы. Я человек верующий, и мне казалось, что здесь места особые, благодатные. А теперь оказалось, что все, что я купила за большие для меня деньги, — не мое. Прошлой весной вырубили мой сад с вишнями и виноградными лозами. Вырубали ночью, курили, смеялись. А в конце лета снесли две надворные постройки: дровяной навес и сарай. Дрова пришлось раздать людям, их негде было бы хранить. У меня до последнего была надежда, что пощадят, но нет, не пощадили», — вспоминает Попова.

Одна из снесенных построек Ирины Поповой

Одна из снесенных построек Ирины Поповой

Незадолго до этого женщина получила предписание снести все надворные постройки самостоятельно, но не смогла выполнить приказ: взяться за уничтожение построек не позволило здоровье, нанять рабочих — отсутствие средств. Тогда ей выписали штраф в размере 5 тысяч рублей, после чего снесли дворовые сараи.

По словам женщины, в морозы температура в комнатах не поднималась выше 15 градусов, но подтопить было нечем, потому что больше нет дров. Приходилось включать на полную мощность газовый котел, и теперь пенсионерка, получающая 10 тысяч рублей в месяц, боится, что не сможет оплатить счета. На судебные тяжбы у нее нет ни сил, ни средств. Соседи помогают ей с продуктами и констатируют: «Все детство в концлагере, и старость — там же».

Женщина больше не ходит в церковь.

РПЦ и пересмотр приватизации

Успенская пустынь в поселке Выша известна благодаря имени святителя Феофана Затворника, который жил здесь. После революции 1917 года Свято-Успенский Вышенский монастырь закрыли, строения и имущество отошло государству. В 1938 году в помещениях бывшего монастыря открылась психиатрическая лечебница. В 70-х медработникам здесь выдавали дома, квартиры и землю для ведения подсобного хозяйства. В 90-е годы местные жители приватизировали свои квадратные метры, а государство решило передать несколько церковных зданий в полное ведение РПЦ для организации женского монастыря. В 2008 году ансамбль монастыря включили в реестр объектов культурного наследия федерального значения. Для психбольницы построили новое здание. Семьи медработников, чьи дома оказались на землях монастыря, вместе со всем своим скарбом, сараями стали лишними. У ворот монастыря была выставлена охрана, которая неохотно пропускает «лишних» жильцов к своим домам. Как рассказали Открытой России местные жители, из-за этого часто возникают конфликты.

Местные жители вспоминают, что речь о предстоящих переменах в их жизни зашла еще в 2002 году, когда мощи святителя были торжественно возвращены в Успенский монастырь из Троице-Сергиевой лавры. Присутствующий на торжествах патриарх Алексий II пообещал, что никто обижен не будет, не пострадает при переселении, что на это будет выделено достаточно средств.

«В 2014 году началась подготовка к празднованию 200-летия Феофана Затворника, и нас объявили захватчиками монастырской земли. Оказалось, что еще в 2011 году было проведено тайное межевание земельных границ, при этом все наши огороды с надворными постройками отошли в федеральную собственность. Таким образом, мы оказались захватчиками монастырских земель, все надворные постройки возведены якобы незаконно. Нас поставили в известность только спустя 3 года. Это было сделано намеренно, чтобы невозможно было возбудить административное дело о нарушении порядка проведения межевания границ», — поясняют местные жители.

Сход жителей поселка Выша, возмущенных выселением из своих домов. 16 марта 2016. Фото: Мария Ракчеева / vidsboku.com

Сход жителей поселка Выша, возмущенных выселением из своих домов. 16 марта 2016. Фото: Мария Ракчеева / vidsboku.com

Летом 2016 года несколько жителей были оштрафованы за то, что своими силами не смогли уничтожить собственные надворные постройки, возведенные якобы на захваченных у государства территориях.

С семьей на улицу

Многодетная семья Николаевых весной 2016 года лишилась просторного сарая, пристроенного к прихожей их жилого дома. При сносе пострадала 11-летняя дочь: испугавшись грохота, она побежала из дома на улицу, в это время ей на голову упал кусок штукатурки. Разрушали строение наемные рабочие из монастыря, присутствовали представители Росимущества, охраняли мужчины в черных камуфлированных костюмах с автоматами.

«Дом оформлен как квартира, она находится в долевой собственности у троих детей. Земля тоже оформлена по всем правилам. Но Шацкий районный суд объявил, что имел место самозахват земли и вынес решение о сносе постройки. То есть снесли наше личное строение, не предложив никакой компенсации. Это не по закону, это по беспределу получается. Нам уже давно говорили, чтобы мы уезжали из своих домов. Но куда? У нас больше нет никакого жилья. Я говорю: „Предложите мне взамен жилье на 65 квадратных метров“, а мне отвечают, что получится чересчур дорого. Так и мой дом не две копейки стоит, я здесь все своими руками отделывал! Помню, мне предложили за дом 950 тыс рублей. Что за жилье я смогу купить на эти деньги? Все суды мы проигрываем, ни одна инстанция не встала на нашу сторону, словно рушить постройки на приватизированной земле — это норма», — рассказывает Открытой России Алексей Николаев, отец троих детей.

На месте снесенного сарая Николаевых. Фото: Екатерина Вулих

На месте снесенного сарая Николаевых. Фото: Екатерина Вулих

Семья Юдиной—Климовых пока лишилась некоторых надворных построек и забора. На очереди еще один сарай и гараж. Шацкий районный суд постановил оставить надворные постройки на своих местах, но ТУ Росимущество обжаловало решение в Рязанском областном суде. В семье уверены, что это решение будет вынесено не в их пользу, а пристройки придется сносить за свой счет.

Подобные истории можно услышать в каждом доме: у одних снесли единственный уличный туалет (в суде посоветовали «ходить в лес, он рядом»), у других — сараи, гаражи, навесы, отобрали огороды. Несколько человек были вынуждены продать по дешевке свое жилье монастырю через посредников. По словам местных жителей, так поступили те, у кого было куда переехать. Сейчас люди не могут добиться даже мизерных компенсаций за их дома и строения, хотя еще в 2015 году звучали официальные заявления о выделении средств на переселение людей. Теперь им предлагают самостоятельно взять кредиты на строительство домов или покупку квартир в райцентре.

Постройка на территории монастыря, в которой живут люди. Фото: Фото: Мария Ракчеева / vidsboku.com

Постройка на территории монастыря, в которой живут люди. Фото: Фото: Мария Ракчеева / vidsboku.com

«Дома на территории монастыря, в которых живут люди, являются памятниками культуры, и их собственники обязаны подписать охранные договора. Но они не хотят этого делать, потому что после этого они обязаны будут реставрировать строения за свой счет, к ним будет приезжать с проверкой комиссия из министерства культуры, следить за сохранностью. Сейчас дореволюционные постройки не содержатся в надлежащем виде, они разрушаются. Долгие годы людям позволяли строить сараи, гаражи на федеральной земле, за этим никто не следил, и, естественно, сейчас они возмущены тем, что постройки придется сносить. Сейчас в монастыре полным ходом идет реставрация. Здесь предусмотрена и парковая зона, и памятник Феофану Затворнику, и фельдшерско-акушерский пункт для монахинь и местных жителей. Делается очень многое для восстановления монастыря... Сейчас мы ищем благодетелей, которые могли бы увеличить компенсации жителям при расселении», — заявила настоятельница монастыря матушка Вера (Ровчан).

Местные жители поясняют, что за свои дома не держатся и готовы переехать в нормальное жилье, но его им никто не предлагает. В 2015 году в Свято-Успенском Вышенском монастыре побывал с визитом представитель президента в ЦФО Александр Беглов. Жители простояли на морозе около двух часов, чтобы встретиться с ним и рассказать о сложившейся ситуации, но не были допущены к полпреду. Пытались попасть на прием к митрополиту Рязанскому и Михайловскому Марку — в приеме им отказали.

Из-за отъема приватизированной собственности в поселке Выша в той или иной степени уже пострадали 23 семьи.

util