«Путин-матадор — не единственный герой фильма. Там еще есть Ночной Волк и Румынская Танцовщица»
9 March 2017, 15:00

«Путин-матадор — не единственный герой фильма. Там еще есть Ночной Волк и Румынская Танцовщица»

Катариина Лиллквист рассказала Открытой России о своем мультфильме про Путина

Режиссер Катариина Лиллквист больше 20 лет снимает кукольные мультфильмы. Она лауреат многочисленных кинофестивалей, в 1996 году получила «Серебряного Медведя» Берлинского кинофестиваля за лучший короткометражный фильм. Теперь она собирается снять мультфильм о Владимире Путине — «Последний матадор». Зачем ей это нужно и каким она видит образ Путина, Катариина Лиллквист рассказала Открытой России.

Катариина Лиллквист. Фото: Андрей Шилов

Катариина Лиллквист. Фото: Андрей Шилов

— Почему вдруг Путин? Как такая мысль вам в голову пришла?

— Сейчас расскажу. Прошлой осенью я ездила по Испании как участник одного культурного проекта. У меня появилось много друзей-испанцев. Мы обсуждали с ними бои быков — давнюю местную традицию. Так вот, в Каталонии эти бои уже запрещены. Старые арены, на которых проходили бои, теперь превращают в роскошные торговые моллы. А я же художник, я сразу вспомнила Хемингуэя и Лорку. Мне даже жалко стало тореро и всю эту исчезающую культуру. Мне она особо не нравилась — но я просто не знаю, что хуже: кровавые бои или этот новый шоппинговый рай.

Эскиз к мультфильму «Последний матадор»

Эскиз к мультфильму «Последний матадор»

А еще есть деталь в том, что многие российские нувориши, олигархи, покупают в Испании землю и дома. В Марбелье в каких-то барах просто все по-русски! Обо всем этом мы говорили с моими испанскими друзьями.

И я начала писать сценарий. Сразу возник старый матадор, который теряет работу, и его бык. Знаете, иногда ведь быка не убивают. Наоборот, есть такая особенная традиция, что матадор специально падает и победителем оказывается бык. В таком случае бык и матадор-клоун десятилетиями показывают это свое шоу — некоторые из них очень популярны. Так вот, потеряв работу, этот немного феллиниевский дуэт — матадор и его бык — приходят в бар. Там появляются другие герои — и все они отправляются на испанскую дачу Путина.

— Ну наконец-то!

—Это я придумываю, конечно.

Я не знаю, есть ли у Путина дача в Испании. Так вот, в этой истории он на своей даче в отпуске, и у него такое настроение, мол, и это я уже делал, и то... Что бы еще сделать, чтоб дух захватило? Всё я уже пробовал... Нет, не всё: я еще не был матадором!

С этого начинается настоящая история в фильме. Я очень быстро написала.

— А ведь действительно, Путин представал в образе пловца и певца, играл на пианино, выезжал на природу, летал со стерхами. Почему бы ему не стать матадором?

— Вот именно! Пожалуй, это последнее, что он еще не пробовал.

— К фильму есть особый интерес из-за Путина?

— Путин-матадор — не единственный герой фильма. Там еще есть Ночной Волк и Румынская Танцовщица — и история закручивается, она немного сюрреалистическая, как сон. Я думаю, Путин — это некий символ, по-своему интересный. Сюрреалистов всегда привлекали такие вещи как власть, маскулинность и женственность, инь и янь. Все это — бесконечный источник вдохновения.

Поиск образа Путина

Кукла Путина пока не готова. Катариина сделала несколько набросков прямо во время интервью

<p>Наброски Катариины Лиллквист. Фото: Андрей Шилов</p>
<p>Наброски Катариины Лиллквист. Фото: Андрей Шилов</p>

Наброски Катариины Лиллквист. Фото: Андрей Шилов

— Вы хотите, чтобы кукла не просто была похожа на Путина лицом, но и вела бы себя как Путин?

— Детали языка телодвижений — это самое главное в анимации! То, как человек выражает себя жестами, насколько сильно и уверенно двигается — или осторожно и робко. А может, бывает и то, и другое, если герой противоречивый. Движениями очень много можно выразить. Например, как он ведет себя на публике и как в одиночестве. В общем, посмотрим.

— Кстати, вы смотрели какие-то особенные видео с Путиным, чтобы изучить его телодвижения?

— Да. Я, например, видела ту съемку, где он с байкерами на «харлей дэвидсонах». Как источник для меня это очень хороший материал.

— Как вам кажется, имиджевые поступки вроде той поездки с байкерами помогают Путину в реальной политике?

— Я думаю, это важные тактические шаги. Они визуально очень эффектные. Например, с этими мощными старыми мотоциклами, когда все в коже. Я думаю, в этом есть даже нечто... нечто театральное. Такая драма.

— Кукла Путина в фильме будет называться «Путин», или «Владимир», или еще как-то?

Я думаю, имена не так важны. Есть же много способов. Вспомните классическую историю Чаплина!

— А что-нибудь испанское будет у Путина? Может, усики или шляпа?

— Будет. Когда он примеряет разные костюмы и старый матадор ему советует, мол, если хочешь вот это — заодно и это попробуй. При этом они будут все время вести философские разговоры. Путину, может, и хотелось бы поскорее взяться за дело, но история окажется очень философской. Старый матадор — он совсем не мачо, он не тот, кто убивает быков. И он делится с Путиным этой философией, что иногда случаются и поражения. Не всегда нужно быть победителем. Поэтому... Ну, посмотрим.

Эскиз к мультфильму «Последний матадор». Надпись на эскизе: «Со временем проявляется досадная правда. Стареть и умирать — вот единственное оправдание работы»

Эскиз к мультфильму «Последний матадор». Надпись на эскизе: «Со временем проявляется досадная правда. Стареть и умирать — вот единственное оправдание работы»

— Последний матадор — то есть Путин — появится в фильме по пояс голым?

— Думаю, у матадора будет очень консервативный костюм, как в стародавние времена. Мы сейчас выбираем модели. Нам очень хотелось бы выразить символизм его костюма. В нем важна каждая деталь: как сделаны брюки, насколько плотно они сидят, какой ширины рукава и шляпа.

— Вы планируете сделать десять пятиминутных историй. Когда будет готова хотя бы первая?

— Все весну мы будем работать над куклами. В мае надо будет точно решить, как все они выглядят. Снимать начнем в августе, а первый эпизод, надеюсь, будет готов в январе 2018 года.

— А там в марте как раз и президентские выборы в России.

— Ха-ха! Мы это не планировали, но иногда вот так все складывается.

— Представляю: вы приезжаете в Россию показать новый мультфильм, а показ вам в последний момент отменяют, потому что боятся какого-нибудь оскорбления президента.

— Да-да-да! Помните классические характеры английского кукольного театра — Панча и Джуди? Панч ведь все время шутит над королем. В старые времена в Англии кукольники устраивали представления на совсем маленьких подмостках-ширмах, совсем легких. Когда появлялась полиция, кукольники убегали, захватив с собой и кукол, и эти подмостки. То же самое было в Италии с Пульчинеллой. Иногда смешно видеть, какие эмоции рождаются из-за кукол. В этом сила этой традиции. Она обращается прямо к вашему сердцу.

P. S. В 2008 году финская телерадиокомпания YLE показала фильм Катариины Лилквист «Бабочка с Урала» (Uralin perhonen), в котором рассказано об основателе финской государственности Карле Густаве Маннергейме и о его романе с мальчиком-киргизом. Лиллквист известна не просто мультфильмами, а мульт-историями, в которых переплетаются документальные факты, мифы и легенды. Так что от истории с Путиным-матадором можно ждать самых неожиданных трактовок.

util