Эхо недовольства: как деятели культуры протестуют в путинской России
 Режиссер Виталий Манский, получивший награду «Лучший неигровой фильм» за работу «В лучах солнца», на 30-й церемонии вручения наград кинематографической премии. Фото: "Ника"Вячеслав Прокофьев/ТАСС
30 Марта 2017, 19:40

Эхо недовольства: как деятели культуры протестуют в путинской России

Большинство деятелей культуры на встречах с властью выступает в роли просителей, но находятся и те, кто не желает скрывать гражданскую позицию. 30-я кинопремия «Ника» стала едва ли не самым резонансным и массовым выступлением режиссеров и актеров с критикой действий властей. Но это не первый случай в истории путинской России. Вспоминаем самые резонансные выступления.

Митинг режиссеров

В Москве в ночь на 29 марта прошла 30-я церемония вручения кинопремии «Ника». Многие из лауреатов посвятили свою речь антикоррупционным митингам, прошедшим 26 марта по всей стране.

Виталий Манский сравнил Россию с Северной Кореей. Он сказал, что в Корее действительно нет свободы и смысла жизни. «Но им в Северной Корее такая страна досталась, они родились в ней, приняли ее такой. Они ее не могут изменить, а мы-то, друзья мои, нашу страну сами просрали, понимаете?», — сказал режиссер.

Режиссер Алексей Красовский тоже не остался в стороне от митингов. «Они вышли просто потому, что у них было немножко другое мнение, в отличие от министерств и ведомств. И больше тысячи людей были задержаны. Это в два раза больше, чем здесь сидит людей в зале. Представляете, да? И многие из этих людей уже получили сроки». Красовский заметил, что те, кто получил сроки за участие в митингах, могут встретить свой день рождения не у себя дома. Он призвал коллег режиссеров использовать власть над умами и повлиять на эту ситуацию, «потому что это наши с вами зрители. И я хочу, чтобы что-то, наконец, и в их, и в нашей жизни изменилось», — добавил режиссер.

Александр Сокуров предостерег власти от фамильярного отношения с молодым поколением. «Нельзя начинать гражданскую войну среди школьников и студентов. Надо услышать их. Никто из наших политиков не желает их услышать. Никто с ними не разговаривает», — сказал Сокуров. Режиссер отметил, что не раз обращался к властям, с просьбой начать диалог с молодежью, «я никогда не получал положительного ответа. Они боятся это делать». В своей речи Сокуров обратился к депутатам-мужчинам и попросил их принять «закон, запрещающий арестовывать и вообще прикасаться к женщинам, девушкам, которые участвуют в общественных акциях».

Актриса Юлия Ауг и актриса Елена Коренева (слева направо) на 30-й церемонии вручения наград кинематографической премии «Ника» за 2016 год в Государственном академическом театре имени Моссовета. Фото: Вячеслав Прокофьев / ТАСС

Актриса Юлия Ауг и актриса Елена Коренева (слева направо) на 30-й церемонии вручения наград кинематографической премии «Ника» за 2016 год в Государственном академическом театре имени Моссовета. Фото: Вячеслав Прокофьев / ТАСС

Елена Коренева после получения премии напомнила о сотнях политзаключенных, находящихся в тюрьмах России. Особенно она отметила Олега Сенцова, Сергея Мохнаткина и Олега Навального.

Речи лауреатов публика встретила бурными аплодисментами.

В последние 10 лет в путинской России сложилась традиция публичных критических по отношению к власти или общественным настроениям речей деятелей культуры. Они становились обсуждаемыми, резонансными событиями, которые особенно эффектно смотрелись на фоне вступления музыкантов, писателей и режиссеров в «партию власти». А Кремль, замкнувший на себе большинство финансовых вопросов, выстроил модель взаимоотношений с творцами, когда они могут к нему к обращаться только как просители к спонсору. Поэтому цена прямого публичного высказывания деятелей искусства в последние годы сильно возросла.

Юрий Шевчук, лидер группы «ДДТ», 2010 год

В 2010 году премьер-министр Владимир Путин встретился с членами попечительского совета благотворительного фонда «Подари жизнь». На встрече присутствовал лидер группы «ДДТ» Юрий Шевчук. Он спросил у Путина, есть ли у того искренние намерения провести либерализацию и демократизацию страны, а также будет ли разогнан марш несогласных в Санкт-Петербурге. И добавил, что перед встречей ему звонил помощник премьера, который попросил не задавать Путину острых вопросов. В ответ на это премьер сказал, что эта провокация, и такого звонка быть не могло. «Ну не ваш помощник, какой-то чудак, да», — пошутил музыкант. На вопрос о либерализации и митингах Путин в свойственной ему манере не дал четких ответов, а «марш несогласных» в Санкт-Петербурге в итоге разогнали. Эта беседа запомнилась еще и тем, что Путин якобы не знал, кто такой Шевчук. «А как вас зовут, извините?», — спросил премьер в начале беседы. «Юра Шевчук, музыкант», — услышал он ответ. Эта часть беседа мгновенно превратилась в популярный в интернете мем, а Шевчук навсегда остался «Юрой Музыкантом».

Леонид Парфёнов, журналист, 2010 год

Спустя несколько месяцев после беседы Путина и Шевчука, в ноябре 2010 года на вручении премии имени Владислава Листьева Леонид Парфенов подверг резкой критике ситуацию на российском телевидении. Он сказал, что новости и пропагандистские программы на федеральных каналах рассказывают о совершенно другой России, не той, что есть на самом деле. В своей речи он отметил вопрос журналиста «Коммерсанта» Андрея Колесникова к Владимиру Путину «Зачем вы загнали в угол Михаила Ходорковского?». «Представить себе, что подобный вопрос задает журналист федерального телеканала, невозможно», — указал Парфенов. Журналист подвел итог своей речи: «Телевидение сейчас — что угодно, только не гражданский общественно-политический институт». Пикантность ситуации заключалось в том, что в зрительном зале сидели преимущественно сотрудники федеральных каналов, которые не могли не принять критику на свой счет.

Владимир Познер, телеведущий, 2012 год

В 2012 году на первом канале случился казус. В эфире своей телепередачи Владимир Познер начал критиковать принятый Госдумой «Закон Димы Яковлева», запрещающий иностранцам усыновлять российских сирот. Во время своего монолога Познер произнес фразу, которая стала крылатой. «Способ мышления, который продемонстрировала Государственная дура... Ой, простите, я оговорился. Государственная Дума... поражает», — сказал Познер. Парламентарии сочли это высказывание не оговоркой, а специально продуманной провокацией. Познер тут же стал звездой оппозиционной публики, которая отмечала смелость телеведущего, не испугавшегося на федеральном телеканале открыто не согласиться с решением парламентариев. Но сам Познер поспешил в ситуации начавшегося скандала извиниться перед депутатами за свою оговорку.

Филипп Киркоров, народный артист Чечни, 2014 год

После победы на конкурсе «Евровидение» в мае 2014 года бородатой женщины Кончиты Вурст вся российская общественность стала смеяться над «Гейропой»: до чего дошла так называемая европейская толерантность. Не было ни одного канала, который не сказал бы о том, как же сильно «загнил Запад». Но среди всей медийной массы нашелся человек, который поддержал австрийского исполнителя. Им оказался Филипп Киркоров, он призвал уважать австрийца Томаса Нойвирта, выступающего в образе бородатой женщины под псевдонимом Кончита Вурст. «Победителей не судят, победила песня, на мой взгляд, красивая. Пожалуйста, давайте <...> уважать победителя, несмотря ни на что. С бородой он, не с бородой, женщина, мужчина — неважно, это конкурс, конкурс песни. Европа в этот раз проголосовала так», — заявил Киркоров в эфире телеканала «Россия» сразу после объявления победителя и начавшейся в студии вакханалии российских «экспертов» по Европе и современной музыке.

Константин Райкин, театральный режиссер, 2016 год

В октябре 2016 года лидером борьбы против цензуры выступил театральный режиссер Константин Райкин. На съезде Союза театральных деятелей Райкин сказал, что запрет цензуры — «это величайшее событие векового значения в нашей жизни». Он подчеркнул, что сейчас некоторые люди стараются вернуться в сталинские времена. Чиновники минкульта разговаривают с ним «сталинскими установками», — указал Райкин. В своей речи он раскритиковал поступки лиц, которые «оскверняют творчество». «Когда мочой обливают фотографии — это что, борьба за нравственность, что ли?», — задался вопросами режиссер. В конце своей речи он призвал объединиться все театральное сообщество и бороться против формирующейся цензуры.

util