«Красочный скандал» в Челябинске. Как «сатанинский» праздник красок Холи вышел из-под контроля
 Праздник красок Холи. Фото: Юрий Смитюк / ТАСС
29 Мая 2017, 15:43

«Красочный скандал» в Челябинске. Как «сатанинский» праздник красок Холи вышел из-под контроля

В администрации Челябинска уверяли, что праздник — обычное коммерческое мероприятие, в РПЦ же были убеждены, что в городе готовится сатанинское и языческое действо. А в итоге все закончилось тем, что подростки забросали красками полицейские машины с криками «АУЕ». Открытая Россия выяснила обстоятельства «красочного скандала» в Челябинске.

О празднике красок Холи челябинцам стало известно за несколько месяцев. Организатором выступил арт-проект «Вместе зажигаем». От каких-либо комментариев для Открытой России они воздержались. На сайте проекта информации об организаторах крайне мало. Известно, что они устраивают праздники с 2011 года. В 2017 году, согласно их плану, они проведут праздники в 120 городах России. Среди партнеров проекта указаны телеканалы СТС и ТНТ, несколько радиостанций, «Синема-Парк», Yota, «Комус» и другие компании. Никакой информации о руководстве или координатах самого проекта на сайте не указано.

Раскрутка праздника Холи велась через группы в соцсетях, крупнейшая из них к 26 мая насчитывала более 12 тысяч подписчиков. Организаторы активно набирали волонтеров и многие челябинцы откликались: в отдельной теме отметилось несколько сотен человек.

За неделю до фестиваля, 21 мая, Челябинская митрополия распространила сообщение, в котором осудила проведение праздника. «В минувшие годы миссионерский отдел Челябинской епархии неоднократно предупреждал южноуральцев о духовной опасности праздника, о недопустимости участия в нем людей, особенно крещеных во Христа-Спасителя. Видимо, учитывая мнение Русской Православной Церкви, ее негативное отношение к языческому, сатанинскому действу, чуждому нашей духовной традиции, нашей культуре, организаторы праздника злонамеренно пошли на откровенный подлог, изменив название праздника, пытаясь представить его как невинное светское развлечение, веселую забаву для молодежи. При этом, очевидно, предполагается, что молодых людей, совсем недавно выходивших на демонстрацию с фотографиями своих отцов и дедов, сложивших головы за други своя, за Отечество, за его — в том числе и культурную — независимость, очень легко одурачить, сделать объектом оккультной манипуляции», — сказано в обращении. Также митрополия обратилась в прокуратуру с просьбой проверить законность проведения мероприятия. И прокуратура занялась проверкой, но о результатах не сообщила.

В пресс-службе администрации Челябинска заявили, что получили обращение от организаторов — коммерсантов из Санкт-Петербурга. «Это чисто коммерческое мероприятие, его организуют продавцы красок», — заявил пресс-секретарь главы администрации Челябинска Владимир Сафонов.

В разговоре с журналистом Открытой России 26 мая руководитель миссионерского отдела митрополии Константин Путник сообщил, что праздник не состоится. «Я не знаю, кто именно является организатором мероприятия, но считаю, что это некоммерческая организация, — заявил он. — Посмотрите, какая чудовищная организация проведена по подвозу красок и подготовке». О том, что праздника красок не будет на территории «Горок», заявляли и представители ТРК «Горки», где он должен был пройти изначально.

Тем не менее, 27 мая праздник состоялся. По оценкам правоохранительных органов, в нем приняли участие несколько тысяч челябинцев. Праздник не обошелся без громкого инцидента — подростки испачкали порошковой краской два автомобиля полиции, при этом скандируя «АУЕ». В МВД не придали особого значения происшедшему, но подростки выложили в сеть видео, после чего происходящим заинтересовались в Следственном комитете.

«АУЕ» значит «арестантский уклад един», аббревиатура из лексики заключенных, уже ставшая мемом после появления канала на YouTube «Мопс дядя Пес». Его ведут двое бывших заключенных. Оттуда стала известна фраза: «Фарту, масти — АУЕ».

«Гопники и АУЕшники на моей памяти в Челябинске так агрессивно и массово себя не проявляли. Беспорядки на фестивале „Торнадо“ — совсем другая история, да и место. „АУЕ“ — отнюдь не целевая аудитория праздника. На таких мероприятиях преобладают адекватные подростки преимущественно из семей среднего класса. Кстати, они и в этот раз пришли. Мой сын с девушкой там был. Правда они почти сразу ушли, потому что никак не ожидали увидеть там эту криминальную публику. Причем, по его мнению, эта „публика“ была организованна в группы», — рассказал политолог Андрей Лавров.

«У „Красочного скандала“ немало ракурсов. Во-первых, это история про то, как на пустом месте из-за стремления клерикалов к идеологической монополии (и, вероятно, из карьерных амбиций какого-то безвестного столоначальника в обкоме РПЦ) рождается публичный конфликт, который в частном измерении каким-то глупым подросткам может сломать жизнь, а масштабнее — явно способствует дестабилизации социально-политической ситуации в Челябинске, и так не блестящей.

Во-вторых, это история про незаметные официозу социальные течения типа АУЕ, которые бурлят среди молодежи и готовятся выйти наружу через 2-3 года в самых неприятных и непредсказуемых форматах», — считает политолог Алексей Ширинкин.

Кроме того, Ширинкин считает, что произошедшее на празднике красок —"показательный прорыв социального напряжения" со стороны молодежи, которая не боится ни «страшных футуристических машин „Каратель“, ни гвардейцев».

util