Борух Горин: «Чечня особенна тем, что там нет евреев»
 Борух Горин. Фото: личная страница в Facebook
20 July 2017, 16:00

Борух Горин: «Чечня особенна тем, что там нет евреев»

Главный редактор журнала «Лехаим» и представитель Федерации еврейских общин России о поддержавших Рамзана Кадырова чеченских евреях и конфликте на Храмовой горе

После вчерашнего видеобращения представителя чеченских евреев, поддержавшего Рамзана Кадырова в конфликте вокруг мечети Аль-Акса, Открытая Россия решила связаться с главой департамента общественных связей Федерации еврейских общин России Борухом Гориным. Он подробно рассказал о чеченских евреях и ситуации в Иерусалиме, которая заставила их поддержать главу Чечни.

— Кто такие чеченские евреи? Есть ли у этой общины какие-нибудь особенности?

— Чечня особенна тем, что там нет еврейской общины, там нет евреев. Выражение «чеченская община» уже само по себе тянет на сенсацию. Ни в Грозном, ни вокруг нет евреев вообще. Может быть, двух-трех человек мы могли бы пропустить, но социальной общины этнических евреев после чеченских войн там не осталось. Поэтому любые заявления с позиции чеченской еврейской общины фантасмагоричны. У еврейской общины Чечни не может быть позиции по техническим причинам.

— Можно сказать, что человек, которого мы видели на вчерашнем видео — подставное лицо?

— Я с ним лично не знаком, не могу судить, кто это. Он может быть человеком из Пятигорска или из Махачкалы — не знаю. Но кем бы он ни был, он ни в коем случае не может представлять евреев Чечни, во-первых, ввиду отсутствия таковых, а во-вторых, в силу того, что никакой официальной позиции еврейской общины по этому вопросу сформулировано не было. Этот человек не является официальным представителем какой-либо общины, так что это только достойная комментариев позиция отдельного человека.

— То есть мы даже не можем говорить о каком-либо давлении, потому что в Чечне нет полноценной еврейской общины?

— Да, именно так. Не могу судить о том, что двигало именно этим человеком. Но ни на какую чеченскую еврейскую общину давление оказывать невозможно — там нет общины.

— Как к этому отнеслись в российской общине евреев?

— Тут нужно оговорить, что единой позиции по какому-либо вопросу у евреев России быть не может. И не надо путать еврейскую общину с евреями России. Община — это организация со своей структурой, у нее есть или отсутствует позиция. Что касается противостояния на Храмовой горе, то позиция еврейской общины России, по крайней мере Федерации, которую я представляю, очевидна: стрельбу с убийством двух полицейских, между прочим не евреев, осуществили не власти Израиля, а террористы, и представить себе, что в каком-либо общественном месте мира, от Парижа до Москвы, на месте убийства террористами двух полицейских не усиливаются меры безопасности, просто невозможно, это абсурд. Только если речь не идет о странах четвертого мира, где никакого порядка нет. Это касается и закрытия мечети в день теракта, и то же самое касается усиления мер безопасности сейчас. Палестинцы проводят так называемые «дни гнева»: перед входом на Храмовую гору установлены металлоискатели, по-моему, это абсурд. Произошел террористический акт, убиты полицейские, мне кажется, любой разумный человек понимает, что невозможно не усилить меры безопасности. Что касается задержания муфтия, то я знаю, что он был задержан за призыв не подчиняться полиции в самый разгар конфликта. Связывать это с межрелигиозным конфликтом можно только ради провокации. Никакого противостояния религий на самом деле нет. Если бы теракт произошел в универмаге, его бы сразу закрыли. Если бы директор универмага призывал клиентов не расходиться, его бы задержали. Это разумная позиция вне зависимости от вероисповедания. Произойди это в Судане, я бы говорил то же самое.

— Рамзан Кадыров сказал, что никакие решения не должны вредить дружеским отношениям между Чеченской Республикой и Иерусалимом. Действительно ли у Чечни с Иерусалимом дружеские отношения?

— Тут можно подписаться под тезисом, что этим отношениям ничего не должно вредить. Насколько я знаю, Чечня входит в состав Российской Федерации, а отношения Российской Федерации с Израилем находятся на беспрецедентно высоком уровне.
Если есть какие-то особые отношения между Чечней и Иерусалимом, то Рамзану Кадырову об этом больше известно.

— А если рассматривать отношения Чечни и Израиля в конфессиональном плане?

— Если говорить о конфессиональном, то мы до последнего времени наблюдали достаточно редкую для взаимоотношений между исламской уммой и еврейской общины ситуацию в Российской Федерации, где арабо-израильский конфликт не оказывал влияния на эти отношения. Достаточно сдержанную позицию занимает российская умма в этом вопросе. Конечно, по разным причинам, в том числе, потому что руководству России хорошо известно, что такое терроризм. Надо отметить, что в последнее время мы стали свидетелями некоего обострения: было соответсвующее заявление верховного муфтия Гайнутдина в так называемый День Аль-Куц, День Иерусалима. Через несколько дней было еще одно заявление одного из муфтиев — это нехорошо. Но назвать это тенденцией сложно, я надеюсь, что все сейчас переведут дух и вернутся к тому, чтобы ни в коем случае не делать из арабо-израильского конфликта межрелигиозный и не вовлекать в него исламские и иудейские общины.

Представитель еврейской общины Чеченской Республики 19 июля опубликовал видеобращение от лица всех евреев Чечни, поддержав позицию главы республики Рамзана Кадырова в конфликте вокруг мечети Аль-Акса в Иерусалиме. У мечети на Храмовой горе 14 июля был совершен теракт, в результате которого погибли двое полицейских. Затем был ограничен доступ к Аль-Аксе, а верховный муфтий Израиля был задержан.

Кадыров заявлял, что такие «необдуманные действия» не должны вредить отношениям Чечни и Израиля. Глава Чечни выразил надежду, что в действиях Израильского руководства возобладают разум и желание жить в мире и согласии с исламским миром. Эти слова и поддержали чеченские евреи.

util