Спонсором нового осетинского телеканала оказался завод, который требуют закрыть из-за вредных выбросов
 Фото: Артем Дергунов/Коммерсантъ
26 Июля 2017, 16:56

Спонсором нового осетинского телеканала оказался завод, который требуют закрыть из-за вредных выбросов

Внутренний конфликт на Северо-Осетинском ГТРК выявил интересные особенности формирования и финансирования медиапространства в отдельно взятом российском регионе. О ситуации стало известно из поста телеведущей Фатимы Сабановой, который она опубликовала на своей странице в фейсбуке.

Сабанова называет ситуацию на местном ГТРК критической, и виновно в этом, по ее словам, руководство канала, которое, судя по всему, намеренно банкротит компанию. В результате под угрозой оказались все передачи тематического вещания, то есть передачи на осетинском языке: детские, молодежные, спортивные. По словам телеведущей, «развалено все, что можно развалить». «Для тематического вещания созданы ужасные условия... всю зиму мы выходили в эфир из павильона... с минусовой температурой. У меня нарушалась дикция, деревенели губы», — описывает она свою работу на местном ТВ. При этом Сабанова в своем посте подчеркивает, что ее авторская программа «Пятница» смогла «удержаться в эфире только благодаря вмешательству главы республики Вячеславу Битарову».

Сабанов Уланова во время ее авторской программы «Пятница». Кадр из видео

Сабанов Уланова во время ее авторской программы «Пятница». Кадр из видео

Однако, когда осетинские журналисты стали комментировать и детально разбирать ситуацию с местным отделением ВГТРК, выяснилось, что как раз руководство республики, а не телекомпании ответственно за то, что происходит на североосетинском телевидении. Журналист, издатель сайта alania24.ru Мадина Сагеева, комментируя обвинения Фатимы Сабановой в адрес руководства ГТРК «Алания», напоминает, что местное отделение ВГТРК «финансируется из двух источников: Москва платит за информационную часть и содержание комплекса, а вот в финансировании тематического вещания... всегда участвовала республика». По словам Мадины Сагеевой, с 2016 года, когда главой республики стал Вячеслав Битаров, республиканского финансирования «Алания» больше не увидела. Именно с этим, по ее мнению, связано такое серьезное сокращение местного эфира на канале.

Но самое интересное, что через некоторое время после публикации поста Фатимы Сабановой в сети появились фотографии документов, из которых можно сделать вывод о том, что создающееся сейчас в республике Национальное телевидение «ТВ — Осетия — Ирыстон», которое, по слухам, патронирует сам глава республики Вячеслав Битаров, частично финансирует завод «Электроцинк». Это одно из крупнейших предприятий в Северной Осетии и входит в структуру Уральской горно-металлургической компании (УГМК).

В республике оно известно тем, что уже очень давно жители Северной Осетии требуют его закрытия из-за вредных выбросов, серьезно влияющих на экологическую ситуацию. Эксперты утверждают, что рост онкологических заболеваний в республике в последние годы напрямую связан в том числе с деятельностью этого завода. Больше десяти лет в республике регулярно проходят массовые акции и выступления активистов за закрытие «Электроцинка» либо за то, чтобы обязать владельцев завода установить современные, но дорогостоящие системы очистки на предприятии, которое работает уже больше 150 лет.

Фотографии соглашения между республикой Северная Осетия в лице Битарова Вячеслава Зелимхановича и ООО «УГМК -Холдинг» надолго стали главной темой обсуждения осетинского сегмента фейсбука. На фото немного помятые листочки соглашения с подписями главы республики Битарова и генерального директора УГМК Козицына. Среди прочих пунктов этого документа УГМК обещает оказать благотворительную помощь НКО «Фонд государственной поддержки социальных и культурных программ» в сумме 100 миллионов рублей. Как раз через этот Фонд идет сейчас финансирование нового «ТВ Осетия — Ирыстон».

Эльбрус Дзабиев и Вячеслав Битаров (слева направо) во время встречи на площадке телевидения «Осетия-Ирыстон». Фото: rso-a.ru

Эльбрус Дзабиев и Вячеслав Битаров (слева направо) во время встречи на площадке телевидения «Осетия-Ирыстон». Фото: rso-a.ru

Директор нового телеканала — Эльбрус Дзабиев, известный в республике тележурналист, автор и создатель интернет-СМИ. По словам многих коллег, Дзабиев — журналист с безупречной репутацией и жесткой позицией в отношении «Электроцинка». Он не раз принимал участие в акциях против завода. В 2016 году во время такой акции-шествия был даже задержан сотрудниками полиции и полдня провел в отделении. В октябре 2013 года Дзабиев вышел с плакатом «Парламент < народ» на одиночный пикет к зданию осетинского парламента, протестуя из-за принятия законопроекта, отменявшего прямые выборы главы республики. Законопроект тогда приняли, и теперь главу Северной Осетии избирает парламент, а не жители республики.

В этот раз медийное сообщество республики с нетерпением ожидало разъяснений известного своей принципиальностью Дзабиева. Однако его заявление о том, что для него «документ, опубликованный в сети, стал полной неожиданностью» вызвало еще больше вопросов. Потому что в курсе слуха об участии «Электроцинка» в проекте нового ТВ были очень многие журналисты. Как минимум двое руководителей интернет-СМИ рассказали об этом в приватной беседе, выразив большое недоумение по поводу заявлений Генерального директора национального ТВ.

И все-таки в словах Эльбруса Дзабиева никто не сомневается, тем более что в интервью сайту «Градус Осетии» он сообщил, что не подписывал и не собирается подписывать никаких соглашений с УГМК. Кроме того, он пообещал немедленно уйти в отставку, если будет хоть какое-либо вмешательство руководства УГМК в информационную политику национальной телекомпании.

util