
Иосиф Райхельгауз о «новом Мейерхольде»: «Печально и непостижимо»
«Это кошмар. Нам не хватало еще одного Мейерхольда», — произнесла Людмила Петрушевская, узнав о том, что утром 22 августа следственный комитет задержал Кирилла Серебренникова по подозрению в мошенничестве в особо крупных размерах. По версии следствия, он похитил 68 млн рублей, полученных от государства на проект «Платформа».
Советского театрального актера и режиссера Всеволода Мейерхольда арестовало НКВД в 1939 году. Его обвинили в контрреволюционной деятельности (58-я статья УК РСФСР) и под пытками заставили подписать документы, которые требовались следствию. 1 февраля режиссера приговорили к расстрелу, на следующий день приговор привели в исполнение.
Закон художнику не поможет
Театральный режиссер Иосиф Райхельгауз, который хорошо знает Серебренникова, уверен, что интересы арестованного никогда не были связаны с зарабатыванием больших денег. «Я, когда слышу эти суммы, конечно, не верю. Но здесь должна работать не вера, а закон», — говорит он. Между тем новейшая история, по словам режиссера, убеждает нас, что в России настоящее право силы не имеет.
«„Печально и непостижимо“, как сказано в одном рассказе Василия Шукшина, — делится режиссер. — Всегда печально, когда арестовывают невиновного человека, тем более художника». Райхельгауз уверен, что репрессии настигли Серебренникова неслучайно: нельзя публично высказывать несогласие с режимом и нельзя ставить спектакли, которые вызывают резкую реакцию общественности. Райхельгауз также уверен, что не обошлось и без РПЦ, у которой Серебренников вызывает раздражение.
Руководитель «Гоголь-центра» представлял Россию на крупных международных театральных и кинофестивалях. Как говорит Райхельгауз, он и прославил страну, и преградил путь другим произведениям, которые больше нравятся власть предержащим.
Репрессии и международная политика
Райхельгауз считает, что дело в отношении Серебренникова соотносится с российской и советской традицией политических преследований. Новый виток репрессий, по его словам, сопровождается переписыванием истории, ухудшением отношений с мировыми лидерами и налаживанием контактов с «непризнанными республиками и бандитскими формированиями».
«Очень жаль — мы же талантливая и цивилизованная страна, могли бы находиться в клубе таких же стран и решать сложнейшие мировые задачи. У нас колоссальные возможности, но сами мы почему-то все время валим на кого-то по ту сторону границы», — говорит Райхельгауз.
Кто виноват, и что делать
Он убежден, что помочь Серебренникову могло бы только верховенство закона: «Но у нас работает телефонное право: надо найти человека, который позвонит другому, а тот человек круче, и так далее». Райхельгауз уверен, что на письма интеллигенции, которые не несут угрозы власти, никто не обратит внимания.
Читайте также
7 Сентября 2017, 13:00

22 Сентября 2017, 21:24

