Секс, балет и монархия: как русские цари заводили романы с танцовщицами
 Матильда Ксешинская. Фото: wikimedia commons
31 August 2017, 19:47

Секс, балет и монархия: как русские цари заводили романы с танцовщицами

Главная героиня скандального фильма Алексея Учителя «Матильда» Матильда Кшесинская, которой сегодня исполнилось бы 145 лет, была далеко не первой балериной, которая опочивала в венценосном ложе. Сергей Простаков рассказывает о давней традиции российских правителей выбирать себе в качестве любовниц танцовщиц балета.

«Если я лишний раз и не настаиваю на своем, то исключительно оттого, что не хочу, чтобы опять говорили в России, что я все могу благодаря своему влиянию на государя», — так говорила о себе балерина Матильда Кшесинская, любовница Николая II и жена великого князя Андрея Владимировича. Любовная связь будущего царя и балерины императорского театра в начале 1890-х годов имела далеко идущие последствия — Кшесинская надолго останется каналом влияния на царя и участницей многих коррупционных схем. В этом балерина сравнима с сибирским мужиком Григорием Распутиным.

Матильда Ксешинская. Фото: wikimedia commons

Матильда Ксешинская. Фото: wikimedia commons

Время царствования Николая II — это эпоха крайностей Российской империи. Те тенденции, которые только намечались в XIX веке, в эти годы стали горючей смесью для русской революции. Рабочий класс, который только появился полвека назад, в начале 1900-х годов, станет движущей не только социальной, но и политической силой. Политические кружки станут политическими партиями, забава знати — железные дороги — главным каналом коммуникации в огромной империи.

Крайности касались напрямую и личной жизни знати. Балерина Кшесинская, известная любовной связью с императором, стала важным звеном во многих политических играх. Великий князь Гавриил Константинович открыто жил с балериной Антониной Нестеровской, и когда Февральская революция сняла преграду морганатического брака, тут же на ней женится. Другой великий князь Николай Константинович уже не отличался «патриотизмом» и тратил огромные деньги на американскую танцовщицу Фанни Лир, чьими статуями украшал даже дом своей матери великой княгини Александры Иосифовны.

Балеринам императорского театра прошлого такое и не снилось, хотя возможность стать наложницей одного из Романовых была весьма реальной со времен Николая I. Как Петр I заложил традицию для российских царей брать жен из немок, так и его праправнук сделал так, чтобы любовницами венценосных особ становились балерины.

Для балерин XIX века статус содержанки был в порядке вещей. В императорской труппе в этот период побывали 676 женщин, из которых 377 никогда не были замужем, довольствуясь статусом любовниц аристократов, купцов и чиновников. Но некоторым везло стать фавориткой монарха.

Больше других царей в отношениях с балеринами преуспел именно Николай I. Еще во времена, когда он и не планировал занимать престол, он завел роман с 17-летней балериной Ульяной Селезневой. После восшествия на престол в 1825 году он отказался от связей с ней, но, будучи человеком долга, настоял, чтобы ей из казны платилось (и платилось в реальности до конца столетия) гигантская сумма 571 рубль серебром.

Наталья Аполлонская

Наталья Аполлонская

Следующей балериной в постели императора оказалась Наталья Аполлонская, которой в 1831 году исполнилось 11 лет. В 1830-х годах юное дарование набирало популярность, по Петербургу ползла слава о ее формирующихся «античных формах». Произошедшее в дальнейшем историк балета Ольга Ковалик описывает так: «Эти „формы“ не давали покоя Николаю I. Прежде чем взять штурмом неприступную красавицу, он обзавелся прикрытием в лице известного драматического актера А. М. Максимова, любимца публики и кутилы. Тот, покорный царской воле, не побрезговал взять за Аполлонскую, только что выпущенную из училища, 40 тысяч рублей приданого, причем деньги отпустила дирекция Императорских театров (естественно, прочих, дерзнувших вступить в брак с воспитанницами, не поощряли даже свадебным пособием). Супруг-рогоносец до конца своих дней пользовался милостями великих князей и особым расположением царя, который оплачивал его лечение за границей и удостаивал ценными подарками».

Но и эта балерина не стала любовью всей жизни Николая Павловича. Также его наложницами были балерины: Софья Дранше, Варвара Волкова, Марья Сысоева, Мария Новицкая, Ольга Шлефохт. Судьбы у всех женщин сложились по-разному: кто-то умер в молодости, кто-то вышел замуж, но всех их Николай «содержал» за очень большие деньги, дарил украшения и способствовал продвижению в танцевальной карьере.

Интересный факт: содержа практически гарем из русских танцовщиц, Николай I игнорировал иностранных балетных звезд, которые приезжали в Петербург на гастроли, зная об увлечениях императора.

Сцена из балета «Щелкунчик», 1892 год

Сцена из балета «Щелкунчик», 1892 год

Сын Николая Павловича Александр II тоже был большим любителем «балета», но, в отличие от отца, своих связей с танцовщицами стеснялся. Тем не менее, для театрального начальства это не осталось незамеченным. Чтобы угодить царю и выбить у него дополнительное финансирование, театральные чиновники внимательно следили за тем, чтобы царь «случайно» знакомился с балеринами, которым громче всего хлопал в царской ложе.

Самый большой роман у него случился с балериной Александрой Симской. Эта была очень эффектная женщина и многообещающая танцовщица. Когда ей увлекся император, то балетное начальство тут же стало давать ей главные партии в балетах. Но, увы, царь через какое-то время переключился на другую любовницу, а Симскую тут же «понизили». Но амбиции танцовщицы были очень высоки, и этого понижения она не выдержала и покинула сцену в возрасте 20 лет в 1874 году. Она умрет в 1919 году в сумасшедшем доме.

Внук Николая I Александр III в отличие от деда не был большим любителем балета, и известно только об одной его связи с балериной — с Е. И. Предтечиной, которая закончилась рождением мальчика в 1884 году. По другой традиции, установленной Николаем I, император стал крестным отцом своего бастарда.

Так что у любовной связи Николая II с Матильдой Кшесинской была долгая историческая традиция. Надо сказать, что после революции 1917 года она самым неожиданным образом реконструировалась. С конца 1930-х годов в сталинском СССР реабилитировались многие атрибуты «старого порядка». И в это же время отмечался интерес представителей советской элиты к танцовщицам Большого театра. В этом были замечены глава МГБ Лаврентий Берия, маршал Николай Булганин и другие.

О связях современной властной элиты с балеринами пока доподлинно ничего не известно.

util