Безродные изобретения: книга о русской изобретательской мысли от Петра I до Николая II
16 September 2017, 16:00

Безродные изобретения: книга о русской изобретательской мысли от Петра I до Николая II

Героини романа Солженицына «В круге первом» при написании диссертации были вынуждены тратить свое время на очищение текста от иностранцев. Это означало, что нужно удалить упоминания нерусских ученых, и там, где был Авогадро, появились просто ученые. А лучше бы появился вообще русский ученый — так Михаил Ломоносов оказался «родоначальником» львиной доли современных ему научных теорий. Диссертации героини начинали писать в одну историческую эпоху, а потом пришла «борьба с космополитами», и началась новая. От того времени нам достался мем «Россия — родина слонов», а также передаваемая из поколения в поколение убежденность, что почти любое значительное изобретение в диапазоне от паровоза до радио было сделано нашими согражданами. Писатель Тим Скоренко написал книгу, в которой попытался отделить правду от вымысла, расставив по местам чисто русские, нерусские и неясного происхождения изобретения.

Открытая Россия с разрешения издательства «Альпина нон-фикшн» публикует отрывок из книги Тима Скоренко «Изобретено в России: История русской изобретательской мысли от Петра I до Николая II».

Граненый стакан

У граненого стакана есть официальный день рождения — 11 сентября. Именно в этот день в 1943 году на Гусь-Хрустальном комбинате (ныне Гусевской хрустальный завод) была выпущена первая партия советских граненых 250-миллилитровых стаканов классической формы с 16 гранями. Впоследствии появилось много модификаций с разным количеством граней, разной стоимости и размеров, но это не важно.

Дело в том, что 11 сентября — дата символическая. Граненые стаканы существовали в России задолго до XX века, и когда кто-то утверждает, что дизайн этого изделия разработала великая Вера Мухина, не верьте. Мухиной еще даже в планах не было, а в России уже пили из граненых стаканов.

Фото: Никита Кравчук / Flickr

Фото: Никита Кравчук / Flickr

Простейшее доказательство того, что этот предмет гораздо старше, чем выглядит, — искусство. Характерный пример — картина «Утренний натюрморт» Кузьмы Сергеевича Петрова-Водкина, написанная в 1918 году. На ней совершенно обыденным образом присутствует характерный граненый стакан. В Интернете очень любят в качестве доказательства иностранного происхождения стакана привести «Завтра» Диего Веласкеса (1617), но испанский стакан на картине имеет совершенно другую форму граней и вообще нисколько не похож на привычную классику, достаточно рассмотреть его чуть внимательнее. Он явно изготовлен не методом прессования, как делаются стаканы с прямыми гранями, а одним из традиционных старых способов. Так что эту версию я отвергаю.

В принципе, существует множество исторических свидетельств и легенд, указывающих на использование граненого стакана еще в XVIII веке. Наиболее известна легенда о стекольных дел мастере Ефиме Смолине, якобы преподнесшем такую посуду Петру I. Другая байка приписывает создание стакана роду известных купцов и промышленников Мальцовых — то Сергею Акимовичу, то его внуку Сергею Ивановичу.

На деле фактом можно считать лишь то, что до наших дней дошел целый ряд граненых стаканов, изготовленных в XIX веке, в частности Сылвенским стекольным заводом (но не только). Они встречаются в различных музеях, где есть экспозиции стекла, например, в Эрмитаже. В иностранных музеях тоже встречаются старинные граненые стаканы, но в значительно меньшем количестве.

Недостоверные истории о появлении граненого стакана проще всего найти в Сети. Придерживаясь же объективных сведений, можно сказать, что он уже существовал и использовался в России в XIX веке, но, скорее всего, был не массовым изделием, а лишь одной из разновидностей сервизной посуды. Культовый статус он получил уже в советское время, после своего второго рождения.

Тачанка

Тачанка — конная повозка с пулеметным станком, один из символов Гражданской войны, — тоже не имеет конкретного изобретателя. В 1910-х тачанки чаще всего делались из обычных повозок путем кустарного прикрепления пулемета, но уже в 1928-м «боевая пулеметная повозка для кавалерийских частей» была принята на вооружение Красной Армии и стандартизирована. Некоторые приписывают изобретение тачанки знаменитому украинскому анархисту Нестору Ивановичу Махно, но это явное заблуждение. Активно воевать «в полях» Махно начал только весной 1918 года, а ранее занимался политической деяельностью на «бумажном фронте». Тачанки же на тот момент уже существовали, причем далеко не только на территории Украины. Более того, они использовались российской армией в Первой мировой войне как сопровождающие экипажи при кавалерийских атаках. Тачанкой было удобно поддерживать отступление, поскольку она вела огонь назад, против движения.

 Фото: Андрей Лукин / ТАСС

Фото: Андрей Лукин / ТАСС

Скорее всего, тачанки сами по себе «выросли» из широко применявшейся в XVIII–XIX веках конной артиллерии. Весь расчет орудия передвигался на лошадях, а пушки кони тянули за собой, как повозки. Это позволяло быстро перемещаться с места на место, но для разворачивания орудийной точки все равно приходилось останавливаться, спешиваться, раскладывать противооткатные упоры и так далее. Когда же появилось первое автоматическое оружие — пулеметы, — кому-то пришло в голову, что можно использовать их, не снимая с повозки.

И, кстати, нет гарантии, что это придумали именно в России. Конная артиллерия широко применялась в Европе и к нам пришла в конце XVIII века именно оттуда. Пионерами в области пулеметов мы тоже не были. Так что шансы появления тачанки где-нибудь в Германии значительно выше, чем в России. Другое дело, что у нас этот вид военного транспорта обрел настоящую славу.

На сегодняшний день на территории бывшего СССР сохранилось пять-шесть тачанок. В частности, отреставрированный экземпляр образца 1926 года есть в Музее военной техники «Боевая слава Урала» (в Верхней Пышме), законсервированный оригинал и его детально воссозданная реплика хранятся в Государственном военно-техническом музее в Ивановском, восстановленные подлинники есть в Музее В. И. Чапаева (в Чебоксарах), а также в Гуляйпольском краеведческом музее (Украина). В общем, если захотите посмотреть на тачанку, — это не составит проблемы.

Баян

Помню, смотрел я фильм «Эверест», и единственным элементом «развесистой клюквы» там был эпизод, в котором российский альпинист Анатолий Букреев играет в палатке на... баяне (или аккордеоне, точно не помню). Этот инструмент действительно прочно ассоциируется с русскими.

В детстве я всегда путал аккордеон и баян. Потом запомнил: у аккордеона — и кнопочки, и клавиши, у баяна — только кнопочки. Окажись я англичанином, все было бы значительно сложнее. Дело в том, что английским словом accordion обозначаются практически все ручные пневматические музыкальные инструменты — и гармони, и баяны, и концертины, а конкретный клавишный инструмент с хроматическим звукорядом называется piano accordion и никак иначе.

Итак, начнем с мифа о том, что гармонь как таковую, то есть ручной пневматический инструмент, изобрели в России. Конечно, это не так. Гармони завезли к нам в начале 1830-х годов из Германии и стали делать по образцу немецких на фабриках Тимофея Пименовича Воронцова и Ивана Евстратьевича Сизова. Производство быстро достигло очень высоких оборотов, а сам инструмент в России получил значительно большее распространение, чем на Западе.

Фото: Дмитрий Лебедев / Коммерсантъ

Фото: Дмитрий Лебедев / Коммерсантъ

Есть несколько версий относительно личности изобретателя гармони, но чаще всего это достижение приписывается немецкому мастеру музыкальных дел Кристиану Фридриху Людвигу Бушманну. Правда, тут есть одно «но»: скорее всего, он работал вместе с отцом, Иоганном Бушманном. Иоганн, специалист по изготовлению позумента, производство музыкальных инструментов наладил в 1810-х и отметился недюжинными изобретательскими способностями, сконструировав терподион — клавишный инструмент, звукоизвлечение которого основано на трении деревянных пластинок о деревянный же вал.

В 1820-х отец и сын начали экспериментировать с пневматическим звукоизвлечением, то есть с мехами, и в 1828 году в документах впервые был упомянут эолин — примитивный диатонический аккордеон. На тот момент Кристиану исполнилось всего 23 года.

Здесь замечу, что две основные существующие гаммы — хроматическая и диатоническая. Есть и другие, но они применяются реже. Я не хочу вводить множество музыкальных терминов и пояснений, их нетрудно найти в Интернете. Просто примите к сведению.

Так вот, одновременно с Бушманнами в начале 1829 года в Лондоне англичанин Чарльз Уитстон запатентовал концертину — безаккордовую гармонь с хроматическим звукорядом. Это был первый патент на ручной инструмент с пневматическим принципом звукоизвлечения (напольные фисгармонии на тот момент уже существовали).

Наконец, 23 мая 1829 года австрийский предприниматель Кирилл Демьян (или Демиан, он был армянского происхождения), партнер Бушманнов по музыкальному бизнесу, получил патент на диатонический аккордеон, причем уже под современным названием. Демьян же и начал его массовое производство — и, скорее всего, аккордеон именно этой конструкции попал к Ивану Сизову в качестве образца.

Итак, с пневматическими музыкальными инструментами мы разобрались. Теперь обратим внимание на конкретную их разновидность, считающуюся сугубо русской, — баян.

Вплоть до начала 1850-х подавляющее большинство пневматических инструментов имело диатонический звукоряд и приспособленную для этого укороченную клавиатуру. Но в 1854 году на промышленной выставке в Мюнхене музыкальный мастер Маттеус Бауэр представил четыре инструмента своей конструкции — все с хроматическим звукорядом. Три обладали полноценной пианинной клавиатурой, и именно эта версия стала классическим аккордеоном (piano accordion). Французы утверждают, что за два года до Бауэра аналогичную систему представила парижская фирма Бутона, но тому нет точных подтверждений.

Четвертый инструмент Баэура был его оригинальной кнопочной разработкой, на нее он ранее, еще в 1851году, получил патент. Впоследствии, уже в 1890-х, такая гармоника получила название «Шраммель-аккордеон» в честь известных скрипачей Иоганна и Йозефа Шраммелей, игравших в квартете «две скрипки — контр-гитара — хроматическая гармоника». Контргитара, кстати, тоже штука своеобразная — это изобретенный венским мастером Иоганном Готфридом Шерцером 15-струнный гибрид обычной гитары и баса.

Кнопочный аккордеон Бауэра и стал предтечей баяна. Впоследствии появился еще ряд хроматических гармоник различных изобретателей, что-то из этого попадало в Россию. Первая русская хроматическая гармоника была сконструирована выдающимся тульским мастером -гармонистом Николаем Ивановичем Белобородовым в году, причем сохранилась до наших дней и экспонируется в Мемориальном музее Н. И. Белобородова в Туле. Этот инструмент тоже не был полноценным баяном, так как, несмотря на хроматическую гамму, имел аккордеонную клавиатуру. Впоследствии Белобородов делал также и кнопочные хроматические гармоники.

Четкое выделение баяна как конкретного типа пневматического инструмента произошло в 1907 году. Петербургский мастер Петр Егорович Стерлигов изготовил хроматическую гармонику с кнопками (как уже понятно, далеко не первую в мире) по заказу знаменитого музыканта и педагога Якова Федоровича Орланского-Титаренко. Ансамбль, возглавляемый Орланским-Титаренко, назывался «Баян» по имени легендарного русского сказителя. И музыкант дал своему новому инструменту соответствующее имя собственное, которое позже утвердилось как нарицательное.

Итак, мы не изобрели ни гармони с диатоническим, ни гармони с хроматическим звукорядом. Пневматические музыкальные инструменты развивались более или менее равномерно во всей Европе, в том числе и в России, просто у нас они получили большее распространение. А объективная заслуга в появлении новых их разновидностей (причем практически всех) принадлежит немцам.

Скоренко Т. Изобретено в России: История от Петра I до Николая II / Тим Скоренко — М.: Альпина нон-фикшн, 2017.

util