Шопенгауэр мертв: книга о смерти великих философов
1 Октября 2017, 15:00

Шопенгауэр мертв: книга о смерти великих философов

В оптику Саймона Кричли попадает смерть философов как факт их интеллектуальной и личной биографии

«Книга мертвых философов» Саймона Кричли — сборник коротких и великолепно написанных эссе примерно о 200 мыслителях. Кричли описывает все основные школы мысли, начиная от классических греческих и китайских ученых и заканчивая христианскими святыми и теоретиками нынешних дней. В свойственной ему провокационной манере Кричли делится интересными мыслями о том, что думали философы о смерти и том, как они умирали. Как ни парадоксально, но такая оптика изложения истории философии становится по-настоящему занимательной.

Открытая Россия с разрешения издательства «РИПОЛ классик» публикует отрывок из книги Саймона Кричли «Книга мертвых философов».

Пожалуй, никто среди современных философов не писал о смерти больше, чем Шопенгауэр. Его безжалостный пессимизм оказал огромное влияние на философию. Отголоски этого влияния чувствуются и в работах Фрейда, и у экзистенциалистов, и в творчестве таких писателей, как Джон Грей.

Шопенгауэр — ослик Иа континентальной философии, настаивавший на том, что бытие это, в некотором роде, ошибка, а жизнь есть искупление греха рождения. В его словах есть своя логика: если смысл человеческого существования не заключается в страдании, то люди плохо приспособлены к своей истинной цели. Страдания, боль, недуги и горе преследуют нас повсюду.

Согласно Шопенгауэру, жизнь человека сопряжена с постоянным беспокойством и изменчивостью, которые особенно отчетливо проявляют себя в связке с трагикомедией сексуальных желаний.

«Мы начинаемся с безумия плотских желаний, нами движет похоть, а конец наш — разложение и трупный запах», — пишет он.

Шопенгауэр был известным женоненавистником. Он писал, что жениться — значит запустить руку в мешок со змеями в надежде найти угря. В 1820 году он был признан виновным в оскорблении действием некоей швеи. Шопенгауэр был крайне чувствителен к шуму, и громкий голос швеи под дверью привел его в ярость — причем такую, что он спустил даму с лестницы. По решению суда он должен был до самой ее смерти выплачивать ей ежемесячное пособие. Когда спустя двадцать лет она все- таки скончалась, Шопенгауэр

Артур Шопенгауэр. Фото: Isadora / Leemage / AFP

Артур Шопенгауэр. Фото: Isadora / Leemage / AFP

написал: «Obit anus, abit onus» («Баба с возу — кобыле легче»).

Смерть для него представлялась основанием философствования, а жизнь — постоянным умиранием и вечным страданием. Человек — это «естественный метафизик», а наши метафизические нужды уходят корнями в попытку посмотреть в лицо смерти. Следовательно, жизнь — это закладная, контракт со смертью.

Жизнь следует расценивать как заем, данный нам смертью, а сон — как ежедневную выплату процентов по нему.

Шопенгауэра беспокоила проблема самоубийства: его отец покончил с собой в 1805 году. Однако если жизнь так несовершенна, как утверждает Шопенгауэр, почему бы просто не покончить с ней? Разве есть какая-либо причина жить? Дейл Жакетт верно рассуждает о том, что Шопенгауэр сам ставит себя в позицию защитника самоубийств. Однако при этом он настаивает на том, что самоубийство — акт трусости. Почему же?

Ответ кроется в его метафизике. Основной тезис его величайшего труда «Мир как воля и представление» заключается в том, что мир представляет собой серию ускользающих видений. За этими видениями скрывается огромная, иррациональная и беспощадная Воля. Иными словами, у нас нет индивидуальной воли, мы подчиняемся бессознательной силе, над которой не имеем власти. К этой же мысли склонялся и Фрейд.

Проблема с самоубийством в этом случае заключается в том, что оно сохраняет иллюзию свободы воли. Единственным допустимым для Шопенгауэра самоубийством было голодание аскета. Этот вариант мы рассмотрим позже на примере Симоны Вейль.

Шопенгауэр делает из своего описания Воли довольно интересный вывод о возможности жизни после смерти. Если нами действительно управляет безжалостная и бессмертная Воля, если все материальные объекты, включая нас самих, есть порождение Воли, то существование Воли не может прекратиться с нашей смертью. Таким образом, смерть — не аннигиляция, но разложение и преобразование существ в новые формы.

Это явление Шопенгауэр называет палингенезией (перерождением), что отсылает нас к стоикам и даосам. Исходя из этой теории, кусочки Шопенгауэра, да и кого угодно (хоть бы и ненавистной им швеи) могут скрываться внутри вашего карандаша, пиджака или утреннего кофе. Материальное воплощение Шопенгауэра подверглось палингенезу в результате легочной инфекции и второго сердечного приступа. 21 сентября 1860 года философа обнаружили мертвым в кресле.

Кричли С. Книга мертвых философов / пер. с англ. П. В. Миронова — М.: РИПОЛ классик, 2017

util