Badge blog-user
Блог
Blog author
Оксана Паскаль
Blog post category
Общество

Лишь бы лбы не расшибли

В Великобритании после довольно длительного курса обучения основам религии никаких религиозных фанатиков из детей не получается.
30 November 2016, 19:48

Лишь бы лбы не расшибли

В Великобритании после довольно длительного курса обучения основам религии никаких религиозных фанатиков из детей не получается.
Статистика Постов 139
Перейти в профиль

Они выходят в мир с широко распахнутыми глазами и знанием того, что бог у каждого свой. Есть он или нет, также остается вопросом. Никто никогда не заставляет детей поверить в его существование, если, конечно, это не намеренное желание.

Недавно посмотрела очень страшный фильм Кирилла Серебренникова «Ученик». Для меня страшный. Потому что в нем рассказывается о двух из моих самых глубоких страхов: о подростке, гормоны роста которого сыграли с ним злую шутку, превратив в религиозного фанатика и вытащив на поверхность все самое черное и злое в его душе, и о, собственно, религии — как повседневно и рутинно присутствующей в жизни отдельно взятой школы, так и радикальной, в лице все того же подростка.

Я, конечно, не о фильме хочу поговорить. Просто с его просмотром совпало еще и появление новости о том, что РПЦ лоббирует введение в курс школьного обучения предмета «Православная культура». И если соответствующие органы примут положительное решение, то российские дети будут официально изучать этот предмет с 1 по 11 классы. Правда, обещают, что предмет будет не обязательным.

И вот здесь во мне как раз и начинает зарождаться скепсис. Казалось бы, ну что плохого для всестороннего развития ребенка и личности, если он будет знать основы религии? В Англии предмет «Основы религий» — обязательный во всех государственных и в большинстве частных школ. До 13 лет, то есть до окончания начальной ступени образования. Дальше предмет становится выборным, то есть ученики могут выбирать, продолжать ли его изучение и вносить ли экзамен по нему в свой аттестат о неполном среднем образовании, который выдается в 16 лет. Ну а на финальном этапе образования — так называемом A-level, для тех, кто собирается продолжить обучение и поступить в университеты, — этот предмет является уже совсем специализированным и выбирают его, в основном, только те, кто пойдет по определенной, связанной с религией стезе дальше.

При этом, если родители категорически против, чтобы их ребенок обучался основам религий, то они имеют право потребовать исключить его из процесса обучения, предъявив разумные аргументы. Речь, разумеется, не идет о специализированных церковных или религиозных школах. Сам предмет делится на два направления: философия и этика.

По первому направлению детей знакомят со всеми существующими на Земле религиями, с основами их учений и с концепцией Бога вообще. При этом делается это на базе двух выбранных религий, в зависимости от особенности демографии того или иного района или области. Местные власти рекомендуют школам выбирать из всех основных религий две, на основе которых и строится дальнейший этап обучения. Христианство безоговорочно доминирует в этом наборе. И все же, несмотря на выбранные религии, в процесс обязательно вводятся элементы сравнения или соответствия той или иной религиозной догмы данного учения с другими религиями. То есть тема многообразия подходов к пониманию того или иного религиозного или общечеловеческого аспекта красной нитью проходит через все обучение.

При этом специфику, традиции, или обряды и правила их соблюдения выбранных для основы религий давать не рекомендуют. У моего сына это даже было запрещено, ведь состав учеников, независимо от школы, почти всегда напоминал малую выездную сессию ООН. А, например, в исламе, насколько известно, запрещены изображения Аллаха, иудеи, по-моему, не должны называть имя Всевышнего, и так далее. Так что на уроках рассматривается только концепция существования и веры в бога с точки зрения восприятия добра и зла, например, согласно тому или иному учению или работам того или иного теолога, философа, мыслителя или ученого. Но без прикладного религиозного проявления, например, с бесконечным осенением крестом или поклонами.

В процессе обучения по этому направлению изучаются работы Канта, Аристотеля, Платона, Декарта и многих других. Поверхностно, конечно, но основные выдвигаемые этими великими мыслителями теории охватываются. Вот, к примеру, несколько изучаемых тем и вопросов: «Учение об идеях и „Миф о пещере“ Платона», «Как вы относитесь к видению бога Аристотелем?», «Разница между онтологическим аргументом Декарта и Ансельма Кентерберийского» и так далее.

Это, разумеется, дается на более поздних этапах обучения. На ранних стадиях, в основном, рассматриваются вопросы добра и зла в их прикладном повседневном применении и на основании того, как их воспринимают те или иные религиозные учения. Например, война — это зло? И как рассматриваются войны и их причины с точки зрения той или иной заданной религии? Обманывать, воровать — это зло? А как же «ложь по спасение»? То есть обычные жизненные ситуации или проявления человеческих качеств, существующие в той или иной религии.

Вот, к примеру, выдержка из эссе сына на тему «Теологический аргумент существования Бога и его спорность в свете вопроса о конечной цели существования Вселенной»: «Лично я не согласен с Кантом, утверждающим, что как разумные существа мы сами привносим порядок в на самом деле хаотичный процесс существования Вселенной и, соответственно, не идем к определенной, уже кем-то обозначенной цели. Я, следуя за идеей, что чаще всего простейшее объяснение и есть истина, верю, что теологический аргумент — это наипростейшее объяснение того, что раз мы созданы неким интеллектом, значит, у нашего создания и дальнейшего существования есть цель. В ответ на утверждение Канта я бы сказал, что мы не привносим порядок в существование вещей, мы просто напросто открываем уже существующий».

Мне почему-то кажется, что независимо от того, что наша семья — умеренные атеисты, моему сыну, как и другим детям, очень важны и полезны для всестороннего развития такие знания. Да даже если взять их с точки зрения языка — сколько красивых слов и теорий они изучают в процессе. В любом случае, сын сам выбрал этот предмет для внесения в аттестат о неполном высшем образовании и с удовольствием погружался в дебри философии, особенно увлекаясь ее стыковкой с реальностью, с прогрессом, с этикой и моралью. Конечно, дальше ему пришлось отказаться от предмета, так как для высшего образования по выбранной им специальности важны другие науки.

Также в школах, согласно закону, обязательны ежедневные коллективные «молитвы», в большинстве своем христианской направленности. Они проводятся в церкви или другом большом помещении, в зависимости от технических возможностей школы. Хотя молитвами это можно назвать с натяжкой. По крайней мере не во всех школах этот процесс происходит в виде реальных молитв. Это скорее ассамблея, во время которой дают короткие напутствия или наставления или обсуждают свежие новости, подаваемые с философским оттенком извечной борьбы добра со злом.

Еждневная ассамблея в британской школе

Еждневная ассамблея в британской школе

Мой сын и в начальной школе, и сейчас, в старшей, в рамках этих уроков ходит в школьную церковь, где вся школа собирается послушать местного священника, на понятном языке объясняющего очередную общечеловеческую истину на примере происходящих в мире событий. Во всех его школах вместе с ним учились и арабы, и индусы, и китайцы, и европейцы — в общем, представители разных конфессий. Большинство из них, если не принадлежат к ортодоксальным религиозным семьям, без всякого замешательства участвуют в этих мероприятиях. Службы проводятся доступным языком, в легкой, иногда шутливой форме (это зависит от священника: иногда попадались отличные ребята, с удовольствием вводящие элемент юмора в программу своих выступлений), с вопросами, над которыми рекомендуется задуматься, без применения каких-либо религиозных обрядов.

В Англии вообще церкви — это зачастую место проведения различных общественных мероприятий. Во многих школах, в которых учился сын, в храмах проходили детские утренники, где маленькие иудеи с удовольствием участвовали в рождественских сценках наряду с маленькими буддистами и христианами. Очень удобно — родители сидят на местах, которые обычно во время церковных служб занимают верующие, как в зрительном зале, а дети поют и танцуют на возвышении, откуда обычно ведется служба. И не всегда религиозные песни и пляски.

Второе направление, по которому происходит изучение предмета, — этика. Здесь изучают моральные аспекты повседневной человеческой деятельности и жизни в свете тех или иных норм религий, законов, духовного мировоззрения. Например, темы эвтаназии, абортов, подходов к медицине и образованию с точки зрения деонтологии и кантовской этики или утилитаризма Милля и Бентама. В процессе изучение этого направления также рассматриваются различные аспекты сосуществования религии и прогресса.

На приведенном мною примере религиозного образования в такой же, с одной стороны, светской, с другой стороны многоконфессиональной стране, как Россия, хотелось бы заметить вот что. Я со всей уверенностью могу утверждать, что после довольно длительного курса такого обучения никаких религиозных фанатиков из этих детей не получается. Просто они выходят в мир с широко распахнутыми глазами и знанием того, что бог у каждого свой. Есть он или нет, также остается вопросом. Никто никогда не заставляет детей поверить в его существование, если, конечно, это не намеренное желание.

Что же касается России, то я как раз не уверена, что введенный в школьную программу курс православной культуры не приведет к избыточному фанатизму и к излишней, зачастую ненужной, наглядной демонстрации религиозных канонов. Особенно учитывая нынешнее давление на публику различных скреп, одной из которых, вне всякого сомнения, является религия. Про знаменитую метафору с опиумом можно даже не напоминать.

В том же фильме Серебренникова священник был неотъемлемой фигурой в педагогическом коллективе. Он то освящал углы спортзала, то осенял крестом школьников, постоянно благословляя их на что-то. Это конечно кино, оно аллегорично. Но уж больно живая аллегория вышла. Не остается ни грамма сомнений, в какой стране это происходит, несмотря на то, что не указано точное географическое расположение школы.

А уж если вспомнить ставшие модными в последнее время религиозные перфомансы, к примеру, в виде освящения запускаемой в космос ракеты или бесконечного окропления святой водой пушек и военных самолетов, так и вовсе не по себе становится от возможного нововведения. Да что там освящение ракеты — не так давно туда вообще мощи святые «повезли», если я не ошибаюсь. Видимо чтобы передать «недостающее звено» заданному святому непосредственно в руки. Ну, по логике, он же там?

Я уж не говорю о периодических выступлениях российских чиновников от религии с феерическими заявлениями вроде запрета контрацепции, сексуального образования, абортов (ну это святое, извините за смысловую тавтологию) и всякого прочего средневекового мракобесья. Вот отчего в душе моей трепет возникает, наряду с циничным скепсисом, конечно. При мысли, что узаконят всю эту ересь. Все-таки одним из замечательных, но порой опасных качеств русского человека (а я сейчас о русской национальности, так как не совсем понятно, как основы православной культуры будут изучать эвенки, башкиры и ингуши — ведь само название говорит о том, что вряд ли в процессе обучения станут затрагивать житие пророка Мухаммеда, традиции намаза, священный месяц Рамадан или шаманские обряды наряду с четырьмя истинами буддизма), так вот, одно из качеств русского человека — отсутствие чувства меры. Поэтому есть большое опасение, что, перефразируя известную пословицу, прикажут дуракам учить богу молиться — так ученики непременно будут ходить с разбитыми лбами.

util