Badge blog-user
Блог
Blog author
Оксана Паскаль

Про покойников либо хорошо, либо никак

11 Апреля 2015, 13:15

Про покойников либо хорошо, либо никак

Статистика Постов 148
Перейти в профиль

Со всей ответственностью заявляю: нашей страной правят покойники. И про них только хорошо. Всю голову сломала, пытаясь припомнить хотя бы один сатирический кинофильм, теле- или радиопередачу, пародию, фельетон, карикатуру в центральной прессе, в которых высмеивались или критиковались бы первые лица государства, включая, прости господи, самого наипервейшего. Иными словами, куда делась сатира? Качественная, острая, злободневная, смешная, культурная, тонкая?

Я не имею в виду, естественно, интернет ― ЖЖ, фейсбук, YouTube и разных отдельных блогеров. Здесь она цветет самым бурным цветом. Даже чересчур ― зачастую из-за вседозволенности и отсутствия ограничений теряется чувство меры. Я говорю о центральном телевидении, центральной прессе, то есть об официальных печатных и других средствах массовой информации. Ведь именно они являются единственным источником информации для доброй половины населения страны.

Вот и получается, что или мы живем в утопии Томаса Мора и у нас все хорошо, посмеяться не над чем, кроме безопасных с точки зрения цензуры пьяниц и бесправных гастарбайтеров, или страной правят покойники, о которых либо никак, либо хорошо.

Кто-нибудь назовет хотя бы одну передачу, подобную знаменитым «Куклам» Виктора Шендеровича, выходившим в 90-х? Хотя «Куклы» ― плохой пример, потому что в то время цензуры все-таки практически не существовало. Тогда мы наслаждались свежим, не изведанным доселе воздухом свободы слова. И вообще, чтобы целая сатирическая передача была посвящена политическим шуткам и пародиям на первых лиц государства ― это что-то немыслимое для наших широт!

Хорошо, пусть нет передач. Безусловно, в расчет не берется некий собирательный «Аншлаг» и Петросян всея Руси. Как и КВН, бесшабашность молодости и юношеский максимализм которого уже давно канули в Лету. Как и, к сожалению, Comedy Club, на заре своего становления подававший большие надежды.

Где писатели-сатирики, выступающие сами, пишущие пьесы, фельетоны, тексты для артистов разговорного жанра? Про Жванецкого я знаю. Жванецкому 81, дай ему бог здоровья. А появился ли на сатирическом небосклоне кто-нибудь, хотя бы отдаленно приближенный к такому уровню? А к Райкину? А к Горину? Вроде бы какое-то время назад разгорелся огонь звезды по имени «Гражданин поэт/Господин хороший», но опять же в интернете или на одном-единственном независимом канале. Создатели и исполнители этого великолепного и действительно сатирического проекта, начав выступать с концертами, собирали полные залы, а это говорит о том, насколько народ истосковался по истинной сатире.

А где режиссеры масштаба Рязанова, Гайдая, Данелии, Климова, Захарова, мастерски умевшие увертываться от цензуры и создавать просто филигранные пародии на действительность? Все снимаемое нынче авторское кино, при всей его независимости, никак не отнесешь к жанру сатирической комедии.

Где новый Рязанов и «Гараж»: «Нет, товарищи, у нас не может быть хорошей работы. Бывает удовлетворительная или неудовлетворительная»? Где новый Элем Климов и «Добро пожаловать или Посторонним вход воспрещен»: " Дети, помните, вы хозяева лагеря. Вы! А от вас что требуется, друзья мои? ― Дис-ци-пли-на!"

Ведь и в их времена существовала цензура. Еще какая. Официальная, с утверждаемыми наверху списками разрешенных к критике или высмеиванию профессий и лиц. Но она нисколько не мешала, если не сказать наоборот, способствовала процветанию сатиры. Острой, тонкой, интеллигентной. Не в бровь, а в глаз. Гениально обходившей все препоны и запреты: «К правительству лететь — гравицаппу надо иметь! Правительство на другой планете живет... родной» (из фильма Георгия Данелии «Кин-дза-дза»).

<anons>Безусловно, нельзя сказать, что сатира умерла, только ее как будто загнали в резервации. Сохранив пока театр, традиционно восполняющий нехватку здорового юмора и, что самое главное, острой сатиры.</anons> Правда, в последнее время и к этому оплоту творческой свободы стали недвусмысленно подбираться различные органы, приравнявшие себя к истине в последней инстанции.

Или же интернет ― здесь юмора и сатиры в избытке. Но всё же, одно дело ― опубликовать демотиватор с фотографией Путина или Медведева и придумать к нему прикольную подпись или сочинить притчу с участием первых лиц государства, надежно спрятавшись за компьютерным ником (хотя, как известно, в последнее время и это уже становится делом очень небезопасным).

Совсем другое ― обойдя все цензуры и редколлегии, умудряться публиковать в газетах фельетоны, в которых смешно, если надо, зло и, что самое главное, правдиво высмеиваются наболевшие проблемы или виновные в них. Или же выпускать еженедельную передачу, в которой принимают участие действительно остроумные сатирики, находчиво и тонко жалящие искрометным словом руководство «партии и правительства», случись тому напортачить и не отчитаться перед своими гражданами. А то и вообще снять полнометражный комедийно-сатирический фильм на злобу дня, фразы из которого вмиг разойдутся на цитаты и останутся в веках.

И это, пожалуй, единственный повод, по которому я была бы просто счастлива услышать упреки в моей географической удаленности от предмета разговора, и в том, что мне из моих «заграниц» просто не видно. А на самом деле все есть. Кино и телефильмы, передачи, статьи и фельетоны; шаржи и карикатуры. Просто я об этом не знаю. Стыд мне и позор.

util