Badge blog-user
Блог
Blog author
Михаил Кормин

Демонические бюрократы РФ

23 Октября 2014, 10:14

Демонические бюрократы РФ

Статистика Постов 25
Перейти в профиль

Российские чиновники стоят выше простых людей. Так было всегда. Но насколько выше?

Власть как таковая, власть ради власти, кратократия — это вещь в себе. Как всегда, абсолютно закрытая для внешних, непосвященных. Каждый, кто хоть раз сталкивался с российским бюрократическим аппаратом... Власть как таковая выделена в отдельную прослойку, расчеловечена, почти теологизиована... А точнее — «демонизирована». Но не в аспекте негатива, а скорее как «демоны» средневековой магической практики: чиновник превращается во всесильную фигуру (степень его силы растет в соответствии с иерархией), способную разрешить вопросы в своей компетенции. Задача вопрошающего, просителя теперь — это пресловутое умение донести свою волю до того существа, которое отвечает за ту или иную сферу жизни (медицину, благоустройство, правопорядок). А иногда и принудить это существо, но не физически (простой россиянин априори слабее чиновника), а с помощью «специальных средств». Чиновник выше человека. Он уже не человек. Но и не Бог. Он — между, посредник и развоплощенный образ, с которым мы лично не знакомы. Причем сущность, отвечающая сугубо за материальное, земное, сиюминутное (а не абстрактно-креационистическое), и именно поэтому «чиновник» не равен «ангелу», но ближе всего к тем культурным архетипам, что применялись в средневековой магии и обозначались как «демоны».


15d90467ad0b.jpeg


Конечно же, только в культурологическом, ситуационном, а не в непосредственном, материальном аспекте. Называть чиновников бесами, чертями, дьяволами — безосновательно и преступно, они прежде всего люди. Но следующей, следующей за «человеческим» образом их составляющей является именно нарративная, имиджевая в глобальном масштабе всего общества, социальная аналогия и составляющая. И в этом аспекте «чиновник» — «средневековый демон». Подтверждением этому, в частности, может служить тот принцип, по которому происходит взаимодействие простого обывателя с российским чиновником.

В качестве примера можно сравнить основополагающий документ Российской Федерации, регламентирующий работу официальных органов, Федеральный закон «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», и Clavicula Salomonis, Большой Ключ Царя Соломона, один из главных гримуаров (книги по церемониальной черной магии) Средневековья. Например, части данных документов, относящиеся к подготовке операции по обращению к «сущностям».

Федеральный закон «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации». Статья 7. Требования к письменному обращению, часть 1, определяет следующее: «Гражданин в своем письменном обращении в обязательном порядке указывает либо наименование государственного органа или органа местного самоуправления, в которые направляет письменное обращение, либо фамилию, имя, отчество соответствующего должностного лица, либо должность соответствующего лица, а также свои фамилию, имя, отчество (последнее — при наличии), почтовый адрес, по которому должны быть направлены ответ, уведомление о переадресации обращения, излагает суть предложения, заявления или жалобы, ставит личную подпись и дату...».

Вторая Книга, Clavicula Salomonis, о подготовке обращающегося к демону сообщает: «Он должен полностью изучить Искусство или Операцию, которое он намерен предпринять, и записать его правильно на бумаге (заранее подготовленной для этой цели) соответствующие молитвы и заклинания. Если есть что-либо, что следует отметить или записать, это должно быть исполнено согласно предписаниям, касающимся бумаги, чернил и писчего пера. Он должен также соблюдать день и час, которые подходят для этого Эксперимента, а также учесть все, что необходимо для подготовки к нему, что следует добавить, а без чего можно обойтись. Что необходимо подготовить [заранее], так это соответствующее место, которое надо найти и обустроить для практической магической работы и соответствующих экспериментов. Когда все подготовлено и разложено по своим местам, пусть Мастер Искусства войдет в [это] надлежащее и соответствующее место; это может быть его Кабинет или Тайная Комната, если она приспособлена для реализации его задач и в ней можно все подготовить и провести всю операцию без помех. Или он может использовать любое другое удобное тайное место, при условии, что никто не знает, где это находится, а значит, никто не сможет подсмотреть или помешать ему...».


2803e11d4ce7.jpg

Здесь мы видим четкий свод правил, необходимых для достижения результата в деле достижения желаемого. И частное лицо, обращающееся к чиновнику, и «адепт» должны быть четко идентифицированы, «очищены» и позиционированы как достойные для того, чтобы с ними вступили в контакт высшие, превосходящие их силы.

Обращаясь снова к тем условиям, которые нужны для успешной «работы», мы находим соотношение бюрократической иерархии и в Ключе, и в Законе. То есть четкая система подчинения «сил» вышестоящим инстанциям рассматривается на уровне непосредственного принуждения. Снова рассмотрим Федеральный закон «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации». На этот раз — часть 3 статьи 8: «Письменное обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию данных государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, направляется в течение семи дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением гражданина, направившего обращение, о переадресации обращения, за исключением случая, указанного в части 4 статьи 11 настоящего Федерального закона. В случае, если решение поставленных в письменном обращении вопросов относится к компетенции нескольких государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц, копия обращения в течение семи дней со дня регистрации направляется в соответствующие государственные органы, органы местного самоуправления или соответствующим должностным лицам».

Сходные мотивы мы можем найти в Перовой Книге Clavicula Salomonis, где приведено одно из заклинаний, нацеленных на вызывание непокорного духа: «Святым именем Бога, записанным в этой книге, и другими святыми и могущественными именами, которые записаны в книге жизни, я заклинаю вас, чтобы вы, о непокорные Духи, пришли к нам без всякой задержки, немедленно появились в прекрасном человеческом образе, не наводя на нас страха и ужаса этими святыми именами: Adonai, Tzabaoth, El, Elohi, Elohim, Shaddai; именем Eheieh, Yod He Vau HE, великим именем Бога Tetragrammaton, написанным четырьмя буквами святого алфавита, силою Anaphoditon, Богом великим, который живет и царствует на небесах, кто восседает на крыльях ветра, Он, чья сила на земле, кто сказал — и она была сотворена, кто приказал — и вся вселенная была создана; святыми именами и во имя святых имен, Iah, Iah, Iah, Adonai Tzabaoth; и всеми именами Бога живого и Истинного я призываю, заклинаю и приказываю вам, чтобы вы явились пред престол Бога Живого и Истинного, пред судом Его Величия и перед святыми Ангелами Бога, чтобы услышать ваше проклятие...».


9f036fe9ba1e.gif


Конечно, глупо и неоправданно искать источник Федерального Закона РФ в древней книге по черной магии. Более того, это недопустимо. Однако налицо сходные мотивы, говорящие об определении общей структуры текста, о построении самого принципа взаимодействия понятийного аппарата общей системы — к его функции. К функции определить границы действий тех внешних, неподвластных смертному сил, которые непосредственно влияют на судьбу человека. Уже неважно, что «принуждает» непокорного демона/чиновника выполнить просьбу вызывающего — вышестоящие инстанции или Бог. Человек не видит возможности самостоятельно повлиять на ситуацию и для этого прибегает к вышестоящей инстанции, согласно официальному, материальному, вещественному предписанию, действует по разработанной схеме взаимодействия с превосходящей его силой.

Напомним, что «высшая магия» средневековья и возрождения — это прямая калька с аппарата бюрократической системы того же времени, как и в случае с Древним Китаем и его «небесными чиновниками», как и в случае с Египтом, и Месопотамией. Разве что «духи» и «демоны» были нематериальны. Сейчас, с распространением электронных приемных и общей кажущейся безличностью власти, произошел обратный процесс — система развоплотилась, оставаясь при этом четко структурированной. И грань между мифическим, повелевающим всем Миром силами природы (общества) и реальным вопрошающим стала тоньше. Бессмысленно говорить здесь о демонизации власти — мирская власть в обыденном понимании сама по себе демонична, если не соотносится с основными понятиями общечеловеческих ценностей. Но главная из общечеловеческих ценностей, Свобода в ее каноническом понимании — сама по себе вступает в оппозицию с «властью» в ее мирском понимании. Вся забавность ситуации не в этом. А в том, что современные средства общения, коммуникации, связи привели в который уже раз к реализации того, что раньше было доступно (по мнению некоторых) иными способами.

В принципе, ситуация, доведенная до абсурда, приравнивает людей, способных обходиться с документооборотом современного бюрократического государства, к тем «магам», что вызывали духов и демонов, очерчивая круги и принося в жертву домашнюю птицу. Только теперь вместо птицы — это плата за трафик, и вместо нарисованного мелом круга — мониторы, клавиатуры и принтеры. И как знать, может быть, в ближайшем будущем появятся, по примеру одной из малоизвестных в России фантастических вселенных Unknown Armies, где обитают маги-порномансеры, урбаномансеры, энтромопансеры, а также другие представители «экзотических магических школ», и бюромансеры, маги бюрократического российского аппарата? Современные «просители» и «податели», юристы и клерки — не более чем шаманы, задабривающие своих демонических божеств подношениями виде взяток и чего-то сходного. Не всегда материального.

Как здесь быть простому человеку? Воспринимать ли образ «демонического управленца» как однозначное зло или попытаться приспособиться к этой необходимой составляющей сложного социального многообразия? Пытаться вступить в диалог с обитателями «бюрократического ада» или сразу обращаться в вышестоящие инстанции? Надеяться на скорейшую помощь заинтересованных чиновников или самому добиваться своей цели?.. Вопросов много. Их больше, чем ответов. Однако прежде всего каждый должен понять, что, обращаясь к власти, он имеет дело с четкой структурой и системой, в основе которой лежат более глубокие, нежели простая «бюрократия», законы.

90e6a0b39ac7.png




util