Badge blog-user
Блог
Blog author
Алексей Прохоренко

CHEAT MODE

29 Апреля 2016, 00:20

CHEAT MODE

Статистика Постов 1
Перейти в профиль
Девяностые годы ушедшего столетия подарили миру красивые и умные компьютерные игры в жанре «стратегии», например, знаменитую «Цивилизацию» Сида Мейера (Sid Meier’s Civilization). В этой игре нужно было создавать и развивать выбранную цивилизацию с древних времён до наших дней: строить города и предприятия, совершенствовать науку, укреплять экономику, устанавливать дипломатические контакты, вести войны. Вполне можно сказать, что «Цивилизация» (во всяком случае, её более поздние версии) — это довольно точная математическая модель государства, подобие учебной деловой игры для политиков высокого уровня — и не только для них.

Были, впрочем, в ту эпоху и другие интересные игры-«стратегии», например, SimCity (управление городом), Transport Tycoon (создание транспортной империи); многие из них, подобно «Цивилизации», до сих пор переиздаются и усложняются, всё более приближаясь к реальности. Помимо помощи в изучении английского языка — русских версий у большинства игр тогда просто не было, — «стратегии» неплохо развивали понимание сложности управленческой профессии. Поиграв в них вдумчиво, человек едва ли будет считать, что директор его фирмы «получает огромные деньги, ничего при этом не делая» и что к управлению способен абсолютно каждый.

3a5042dd8971.jpg

Эти игры учили принимать не всегда простые решения — и всегда нести за них ответственность, пусть и не «в открытом море», а в бассейне собственного компьютера. Удар чужой ядерной бомбы по «своей» столице или тяжёлое банкротство «своего» концерна имели место, к счастью, не в действительности, а на экране — но к игроку приходило осознание, что эти бедствия явились следствием неправильной дипломатии, вероломных войн, недоразвития промышленности и общей отсталости создаваемой игроком цивилизации — либо управленческих ошибок, чрезмерной расточительности, неумения считать деньги и невнимательности к рискам.

Учиться можно было постепенно: во всех играх существовали уровни сложности. На более высоких уровнях играть было значительно труднее — виртуальные «противники» были умнее и расчётливее, их армии (финансовые и налоговые советники, прибыльность активов — в зависимости от сюжета игры) наделялись большей силой, а их «мышление» из тактического становилось стратегическим: это давало им возможность просчитывать свои действия на большее количество шагов вперёд.

7c2e421dc07e.jpg

Любопытен вот какой факт: во второй версии «Цивилизации» зачем-то была предусмотрена особая функция, называемая «Cheat Mode» — «обманный режим». Включив её, можно было одним щелчком пальцев обеспечить себе неограниченное преимущество в игре: увеличить численность жителей в городах, мгновенно настроить любое количество предприятий, создать любые воинские подразделения и целые армии, сколь угодно щедро наполнить казну — словом, попытаться вытащить рыбку из пруда безо всякого труда.

Однако, американцы не были бы американцами с их мощной трудовой этикой и культом честности и порядочности, — если бы не сделали эту функцию всего лишь поучительной насмешкой над нерадивым игроком. На поверку все «обманные улучшения» оказывались пустыми и тщетными: жители наспех выстроенных трущоб быстро вымирали и при этом постоянно бунтовали, кое-как возведённые заводы не приносили ни прибыли, ни продукции, наспех собранные армии терпели сокрушительные поражения, не успев нанести хоть какой-то урон неприятелю, а набитая «по щучьему велению» казна мгновенно пустела — видимо, банально разворовывалась.

ff577b5b760f.jpg

Мог ли я, тогда школьник, представить себе, что нечто похожее мне предстоит увидеть — даже прожить — в реальности? Что та самая, заветная, но в конечном итоге почти бесполезная, непонятно зачем вообще придуманная функция будет около десятилетия окружать меня и определять мою действительность и бытие моей страны?

Что имел в виду Сид Мейер, встраивая в игру этот удивительный обходной путь, который в лучшем случае возвращал игрока на исходную точку — а в худшем отбрасывал назад? Хотел ли он педагогически предостеречь игроков от стремления добиться успеха без труда и показать им, насколько это тщетно — или, может, имел в виду просто посмеяться над этой человеческой слабостью — поменьше отдать и побольше получить?

df6088499cb7.jpg

А ведь существуют и вполне реальные примеры «нетрудовых успехов». Доходы от сданной квартиры можно не только пропить, но и потратить на открытие своего дела, на получение дополнительного образования; в конце концов, на путешествия, которые поспособствуют духовному и интеллектуальному развитию человека. Прибыль от продажи полезных ископаемых может приносить стране пользу, если рассматривать её не как цель, не как финишную точку, в которой можно почить на лаврах, а лишь как инструмент, как трамплин для дальнейшего прыжка в современное общество, в государство инноваций; как волшебный траволатор, облегчающий и ускоряющий путнику шаг. Получилось же этого добиться у таких разных стран, как Норвегия, Катар, Канада, Бахрейн и Объединённые Арабские Эмираты?

Выходит, что в действительности всё несколько сложнее, чем в виртуальном мире: «cheat mode» — вовсе не обязательно приговор, обрекающий игрока на проигрыш после первоначальной иллюзии победы. Результатом её «включения» — включает, кстати, не столько игрок, сколько само мироздание — может быть либо прорыв в принципиально новую эру, либо растущее отставание и деградация. Как и любой другой инструмент, «cheat mode» требует разумного и умелого обращения — и приносит либо вред, либо благо; всё зависит от правильного понимания природы благоприятной ситуации и рационального использования нечасто выпадающего лотерейного выигрыша.

0b4fc170562a.jpg

Сейчас становится ясно, что «бремя cheat mode» оказалось слишком тяжкой ношей для России последнего десятилетия. Почти всё из того немногого, что было создано в эпоху «тучных нулевых» и последовавшего за ним многообещающего нефтегазового дебюта десятых, отличается непрочностью, недолговечностью и неосновательностью. Почти всё делалось не на совесть, а на прибыль — и оттого о качестве как-то не всегда думалось, а то и не думалось вовсе. Трудно упрекнуть в этом обычных людей, которые до этого почти никогда не жили сыто и богато — и вдруг стали гиперкомпенсировать этот былой недостаток; но вот жаль, конечно, что у власти в это время оказались люди, которым не дано было этого понять и сделать из этого необходимые выводы — и уж во всяком случае претворить эти выводы в осмысленную плодотворную политику.

Как знать — может, именно ВЫключение «cheat mode» подарит России возможность нормального технологического и общественного развития — без опьянений, перекосов, проходимцев, постоянного дележа и разгильдяйства. Может, ментальность наша такова, что для достижения подлинного успеха нам нужно непременно напрягать последние силы — вопреки нашим же собственным сказкам? И тогда, возможно, мы научимся по достоинству ценить то, что имеем. А созданное таким образом благополучие будет не видимостью или обманом, а пойдёт впрок — на радость нам и будущим поколениям.
util