Badge blog-user
Блог
Blog author
Cotliar Milena

И.Н.Наговицин: Что такое Древлеправославие? [исторически верный термин — «древлеправословы»)

23 March 2016, 11:22

И.Н.Наговицин: Что такое Древлеправославие? [исторически верный термин — «древлеправословы»)

Статистика Постов 196
Перейти в профиль
Что такое Древлеправославие? Как и когда оно возникло? В чем сущность этого явления? Выяснено ли духовное различие между Древлеправославием и новым официальным «православием»? Различие именно духовное, а не обрядовое.
<h1>_______________________________ </h1><h2>Отношение к Древлеправославию официальной Церкви, как патриарха, синода, епископов, так и отдельных лиц, не представляется твердо определенным и устойчивым.</h2><h1>_______________________________</h1>
Для одних древлеправославные христиане представляются, чуть ли не врагами Христа, для других же они наиболее глубоко верующая и преданная истинной вере часть «единого православия».

Две тысячи лет назад произошло событие, открывшее новую эру в жизни людей всего мира. Исполнилось обетование Божие, свершилось провозглашенное ветхозаветными пророками — в мир явился Спаситель рода человеческого. Сам Господь, Б’г-Сын воплотился на земле, чтобы восстановить истинную человеческую природу искаженную первородным грехом и открыть человечеству путь к спасению через сопричастность с Собой.

Благую Весть о Спасении человечества разнесли по всему свету ученики Христа и их последователи. Вряд ли найдется на земле такое место, где бы люди не слышали Слова Божия и не читали Евангелия. Библия переведена почти на все языки мира. На протяжении двух тысячелетий сонмы верующих во всех уголках земли считали и считают себя христианами.<h1>______________________________</h1><h1>Исус Христос по Вознесении Своем оставил на земле только одну Церковь — единую, непорочную и неизменную!</h1><h1>______________________________</h1>

Благодатию Святаго Духа Он благословил апостолов нести проповедь о Ней и провозгласил: «...врата ада не одолеют Ее» (Матф. 16:18). И далее: «Се Аз с вами есмь до скончания века» (Матф. 28:20.) Из Слов Спасителя явственно следует, что две тысячи лет на земле существует и действует Истинная Церковь Христова. Эта Церковь, как непорочная невеста, превечно пребывая с Ним, не меняя ничего в своих «брачных одеждах», сохраняя верность Истине.

В 50-й день по Воскресении Исуса Христа, когда Дух Святый сошел на апостолов, на земле была явлена полнота Церкви. Церковь — это не просто человеческая организация, а прежде всего единство Божией благодати, живущее во множестве людей покоряющихся Б’гу.

<h1>______________________________</h1><h2>Тысячу лет (до XI века) Церковь оставалась единой, хотя и была потрясаема различными как внутренними, так и внешними борениями.</h2><h1>______________________________</h1>
К моменту крещения Руси (988 г.) Церковь Христова, хотя и имела условное деление на Восточную (Византийскую) и Западную (Римскую), все же оставалась единой, подчиняемой Освященным Соборам, Церковью. Это единство скреплялось единым Писанием — Библией, и единым Преданием — Постановлениями Соборов апостолов, Семи Вселенских и Девяти Поместных Соборов, Правил святых отец. Соборные уложения вошли в книгу «Кормчая» («Номоканон») — ставшей своеобразным Церковным Законом. Высшим голосом Церкви с первых веков и по сей день является голос Освященного Собора Церкви — Его постановления и уложения.

К XI веку Западная часть Церкви, потеряв чистоту веры, восстала против Соборных уложений, изменила часть догматов и потребовала мирового церковного лидерства лишь на том основании, что верховный апостол Петр основал римскую иерархию. В 1054 году Римская иерархия произнесла анафемы на тех, кто не стал подчиняться католическим нововведениям. В результате чего Церковь Христова была вынуждена признать отделение от Нее римской кафедры, осознав их отпавшими от Православия и указав на целый ряд еретических отступлений в их воззрениях. Восточная часть Церкви осталась ортодоксальной (правоверной), стремясь сохранить в чистоте праведность исповедания веры, строго основываясь на Евангельском Учении, поучениях святых отец и постановлениях Вселенских Соборов.<h1>______________________________</h1><h2>Русская Церковь возникла до отделения западных христиан от Православия, приняв вероучение, догматы, церковное устроение, книги, песнопения от тогда еще не потрясенной великим расколом Церкви.</h2><h1>______________________________
</h1>
Наша Церковь долгий период времени находилась под прямым руководством греческой церковной иерархии. На протяжении многих лет митрополитов на Русь ставили греки.

Русская Церковь, приняв Православие во всей его полноте и истинности от древней греческой церкви, сохраняла древневизантийские богослужебные традиции в неприкосновенной чистоте до XVII-го века, хотя сама греческая церковь к этому времени изменила свои прежние церковные обычаи. Русь, хранящая Православие в чистоте, называлась Святой Русью, Москва — Третьим Римом.

Как известно, во второй половине XVII века, Патриарх Никон без одобрения Собора, самовольно стал вводить в русскую церковь новые обряды, новые богослужебные книги и другие новшества. Реформаторская деятельность Никона встретила сильную оппозицию со стороны видных духовных деятелей того времени и благочестивого народа. В первые годы церковной реформы, у древлеправославных христиан не было никакой мысли о новом положении, новом быте. Все их надежды сосредоточивались в одном — вернуться к тому церковному порядку, который был раньше установившегося при патриархе Никоне.
<h1>______________________________</h1><h1>Кто последовал за Никоном, тех народ стал называть «никонианами», или новообрядцами.
</h1><h1>______________________________</h1>
Сами же последователи Никона, пользуясь государственной властью и силой, провозгласили свою церковь православной, или господствующей, а своих противников стали звать оскорбительной и принципиально неверной кличкой «старообрядцы». На них они свалили и всю вину церковного раскола. На самом же деле противники никоновских нововведений не совершали никакого раскола: они остались верны древним церковным преданиям и обрядам, ни в чем не изменив Православной Церкви. Поэтому они справедливо называют себя древлеправославными христианами.

<h1> ______________________________</h1><h2>Кто же явился подлинным инициатором и вождем раскола? Всматриваясь в историю Древлеправославия, становишься свидетелем страшного геноцида господствующей церкви по отношению к Церкви Древлеправославной, геноцида кровавого, огненного, безмерно жестокого. </h2><h1>______________________________</h1>
Вместе с этим, нам не известны факты столкновения между народными массами господствующей церкви и Древлеправославия. Даже исследователи русского раскола не подметили таких явлений, которые свидетельствовали бы о разделении русского народа на два враждебных лагеря, стоявших друг против друга в каком-либо подобии кулачного боя.

В момент возникновения церковного раскола народ не помыслил о том, чтобы провести какую-либо грань между собою и приверженцами старины. Одни прямо и открыто шли за поборниками Древлеправославия, другие сочувствовали им втайне.<h1>_______________________________</h1><h2>Русские люди делили свою привязанность к видимому храму (принадлежащему государственной церкви) с преданностью старой вере. На старую веру они смотрели как на чистое и благодетельное житие, а на новую — как на греховную немощь.</h2><h1>____________________________</h1>
Новообрядцы же, и по сию пору, пытаются возложить весь грех раскола на древлеправославных христиан. Нам, древлеправославным, не в чем оправдываться, ибо мы ни в чем не виноваты. Но, поскольку, новообрядцы нападают на нашу веру, пытаясь дискредитировать древнее Православие в глазах общественности то, мы обязаны дать обстоятелный ответ в защиту Истины.

Древлеправославная Церковь не может являться расколом в силу того, что древлеправославные христиане просто не имели никаких причин к какому либо отделению от Церкви, от Ее учения и Предания. Да они и не отделялись никогда, но напротив, бережно стараются хранить все, что получили в наследие от предшествовавших христианских поколений веря, что являются членами Тела Христова.<h1>_______________________________</h1><h2>Какой бы раскол, какую бы ересь мы ни взяли, всюду легко отыскать целый ряд предшествующих явлений: постепенно, изо дня в день, на протяжении целых лет, даже десятков и сотен лет, выращивали семена раздора, подготавливались деятели и, наконец, все завершал открытый мятеж.</h2><h1>_______________________________</h1>

Пусть эти подготовительные явления происходили в самой Церкви, пусть в них были повинны и сами церковные власти, — все же в них ярко выражается неправославное, противоцерковное направление человеческой мысли, и чем ближе ко времени открытия раздора, тем яснее и яснее.

От древнего Ария до новейшего Виссариона, все еретики и раскольники имели своих предшественников. Таков естественный порядок возникновения и расцвета ересей и расколов. Ничего подобного при самом тщательном исследовании нельзя отыскать в Древлеправославии. Даже ученые официальной церкви при всем своем желании не могут поставить возникновение «старообрядчества» на такую определенную и ясную историческую почву.

Признавая «старообрядчество» за раскол, т.е. за погрешительное отделение от непогрешительной и непорочной Церкви, эти ученые, однако, не могут указать предшественников этого раздора и действительных исторических явлений, способствовавших его возникновению.
Укажут ли на старопечатные книги, на обряды, обычаи и весь церковный быт, господствовавшие в московской церкви до Никона патриарха.
<h1>_____________________________</h1><h2>Но разве во всем этом есть какие-либо семена, способные породить церковный раскол? Разве это не было вполне здоровыми явлениями действительной церковной жизни, высокой и цветущей?</h2><h1>_______________________________</h1>
Восьмиконечный крест, двуперстное сложение, сугубая аллилуйя и т.д. Все это было и действовало; все это не хранилось под спудом, как зародыши будущего раскола; все это обнаруживалось не случайно и временно, как первые проблески церковного противления, а было выражением самой церковной жизни, ее цветом господствующим, всем народом почитаемым и свято хранимым.

Укажут ли на Стоглавый собор, утвердивший двуперстие. Но разве в Стоглавом соборе можно найти какие-либо зародыши церковного раскола?

Во-первых, во всем своем объеме он явился расцветом русской церковной жизни на протяжении нескольких столетий, он содействовал подъему этой жизни, ее очищению от многих пороков и недостатков. Ни до него, ни после в истории русской церкви не было таких напряжений к обновлению церковному, не было другого такого момента, когда бы русская церковь сияла таким блеском, такою духовною мощью и красотою.

О Стоглавом соборе должно сказать то же самое, что о его председателе и руководителе св. Митрополите Макарии. А о нем историк русской церкви Е.Е.Голубинский отозвался так:<h1>_______________________________ </h1><h2>"Своим великим замыслом совершить, возможно, полное обновление русской церкви, так, чтобы последняя во всем объеме ее жизни была очищена от всех недостатков и пороков, Макарий занимает выдающееся положение между всеми высшими пастырями русской церкви, бывшими прежде него и после него, как исключительно знаменитый между всеми ими«.</h2><h1>_______________________________</h1>
Более того, в работе Стоглавого собора принимали участие такие Святые Отцы как упомянутый нами св. Макарий митрополит Московский, св. Акакий епископ Тверской и Кашинский, свщмч. Филипп игумен Соловецкий (будущий митрополит), святые Гурий и Варсонофий казанские чудотворцы, преподобный Максим Грек. Как бы ни отзывались о Стоглавом соборе, — собор ли 1666-1667 годов, или современные новообрядцы, как бы ни считали его «погрешительным», он сам по себе выше этих критиков, и от него никто не в силах отнять то, что он действительно является славою Русской Церкви, славою, не поблекшею до наших дней. Какие же семена раскола можно усмотреть в общих Деяниях и постановлениях Стоглавого собора?

<h1>_____________________________</h1><h2>Во-вторых, Стоглавый собор утвердил двуперстие, разве он не основывался на всей предшествующей многовековой истории церкви? Разве не двуперстие было господствующим столетия до него на русской земле? Разве кто-либо из современных ученых может утверждать, что христианская древность его не знала?</h2><h1>_____________________________</h1>
Стоглавый собор утвердил то, что уже века до него было господствующим, непререкаемым, святым, что казалось, и на самом деле было цветом церковной жизни, что способствовало иногда удивительно высокому развитию духа человеческого.

Все то, на защиту чего встали древлеправославные христиане, было освящено самой Церковью и засвидетельствовано великими святыми. Возьмем ли епископа Павла или протопопа Аввакума или других, — никто из них не внес ни единой мысли, ни одного чувства, которые не были бы освящены в Церкви. Все их доказательства, все убеждения сводились к одному: «вернитесь к тому, что было в Церкви вчера, год назад, столетия, в чем выразилась и из чего сложилась ее собственная жизнь, во что до вчерашнего дня, до этих новшеств, веровал весь народ».

<h1>_______________________________</h1><h2>Поскольку Патриарх Никон без одобрения Собора, самовольно, с грубейшими каноническими нарушениями стал навязывать Русской Церкви богослужебную реформу, то именно он, Никон (и ни кто другой) встал на путь раскола и отпал вместе со своими последователями от Матери Церкви.</h2><h1>________________________________</h1>
Таким образом, исчезает самая возможность вопроса о раскольническом происхождении Древлеправославия. Не при Никоне патриархе оно возникло и окрепло, а значительно раньше его. История Древлеправославия уходит в глубь веков, доходит до самых цветущих времен восточной церкви и апостольского века. Древлеправославие торжествовало на Стоглавом Соборе.

Его исповедали и князья, и цари московские, и целые сонмы русских святых, именно оно было господствующим исповеданием на русской земле до патриарха Никона. При патриархе Никоне Древлеправославие не началось, не зародилось, а было смещено, заменено чем-то иным, новым. Русская Древлеправославная Церковь, в сущности, есть не что иное, как историческая русская Православная Церковь, вечно живая, растущая, одухотворенная.

Русская Древлеправославная Церковь всегда готова подать руку помощи всем, искренне идущим к ней и жаждущим душевного спасения.

И.Н. Наговицын

<= на главную страницу ______________ кто такие «беспоповцы» =>
util