Badge blog-user
Блог
Blog author
Cotliar Milena

Червона Рута

13 Января 2015, 00:34

Червона Рута

Статистика Постов 196
Перейти в профиль




9ad5857d5de8.jpg
Две ингерманландки. Возможно потомки эвремейсов.
Из непереживших Блокаду. Просто история страны.





Когда умер мой дедушка, мне было ровно 10 с половиной лет. Надо сказать, что это был необыкновенно интересный человек. Лётчик, летавший на тяжёлых самолётах, герой Второй Мировой, генерал, историк, лектор. Человек с тремя высшими образованиями, среди которых два военных и одно светское — истфак МГУ, который он закончил в 60 лет.





Сейчас, когда от нас бесславно уходит Сибирь и Дальний Восток, и мы смотрим вот такие вот сюжеты из «геройского» путинского времени,


<h2>ВИДЕО:https://www.youtube.com/watch?v=y3ORd9dfOx8</h2>

начинаешь как-то метаться и представляешь себе, что возможно можешь что-то изменить, если кому-то что-то расскажешь из того, что знаешь от собственного деда. Вот я и решила это сделать.





3782d4d6ea3f.jpg
Коми-пермяки. Согласно более 90% данных
самые коренные и древние из руских людей
Коми-пермяцкий этнос отметился в раскопках
возрастом 8000 лет. Именно они — владельцы
пятиглавого «Ру», которые дали индусам их
Рудру.






Мой дед был русин. Его отец, Порфирий Олександрович Котляр и мама, Марина Ефимовна Попович, оба были русины и говорили на почти одинаковом наречии. При чём жили обе семьи уже на левом берегу Днепра, а не в зоне компактного проживания русинов — на Западе Украины. Дед говорил, что его семья Котлярóв знала свою историю на несколько сот лет дольше, чем семья Поповичей.




Семьи вместе пешком ушли на Дальний Восток «за землёй». Дед родился тáм. Когда решились на свой страх и риск пойти с обозами за дармовыми землями, то знали, что там — руда. В дороге люди порой не выживали, по-этому люди раз уж собирались идти, то значит за лучшей жизнью. Да вот не предполагали, что руда эта пойдёт на рельсы для железной дороги. Надеялись на ведение традиционных ремёсел, а в итоге несколько поколений рвали печёнки на прокладке «Транссибирской».





2154c50cff6c.jpg
Карпатские русины





У деда бывали разные люди и звонили ему тоже много. Я помню в школе говорила: «дедушке вчера звонили по междугороднему из Кашина», и все слушали, как-будто я говорю что-то важное. Мы жили в самом центре Москвы, и я помню, как дед говорил бабушке: «сегодня прийдёт один командировочный по караимскому словарю», или про другого посетителя «вот наконец ушёл, фанатик». То есть жизнь по тем временам у нас была особенная. Но по-настоящему интересным было последнее лето перед его смертью — в 1980-м. Он видно чувствовал, что скоро его не станет. Мне было уже 10. За два с половиной года до этого я лишилась отца.





Я тосковала по погибшему папе, мама уехала знакомиться со своим будущим новым мужем в Сибирь, и я, как помнится, очень тянулась к дедушке, пока мы пару месяцев жили с ним и бабушкой в Жаворонках под Москвой. То лето меня изменило. В моей жизни окончательно появилось особенное значение. Это было моё русин’ство. Так дед произносил это слово, так же он его и писал: русин’ство. Что-то в этой теме было конечно и от детского запугивания, так как мы в детстве ездили в Украину — на левый берег — в Полтавскую Область, в простое и классное украинское село, и дед всегда предупреждал там о русин’стве не говорить. Русины считались там злыми западенцами. Как и гуцулы и прочие.






6c98a77ba50a.jpg
Тоже русины. Поди пойми их — этих русинов.






В Москве, как говорил дед, о русин’стве лучше тоже было не говорить. И я его скрывала. Как другие порой скрывают, что они евреи, случайно узнавая об этом дома и стыдясь кому-то рассказать, зная о тенденциях в обществе. Раньше люди скрывали и что они «Свидетели Иеговы», «Адвентисты», «Субботники». А я вот скрывала, что я русинка. Что это всё значит — понять бы. Что вообще такое наша жизнь?





Дед полагал, что он много знает о рус’ких (так он писал это слово) в целом, и именно потому, что он русин. И рассказывал мне такие короткие «сказки» о рус’ких. Говорил, что у них всегда всё было просто, и что по-этому они и выжили. Говорил, что дорога, путь и вообще движение — это особые знаки руских, которые они любят. Когда нам подсунули «путина» я подумала, что фамилию придумали явно с оглядкой на что-то скрытое «генное». Дед ненавидел Кирилла и Мефодия, говоря, что они аферисты и забрали нашу историю, ославив руских дураками, забывшими всех своих родных. Он очень не любил колдунью Палеолог. Я долго думала, что она была не женщина — не мужчина. Он говорил ещё много чего.





Он очень не любил, когда мы с бабушкой ходили на ёлку. По-настоящему злился. Не любил священнослужителей, хотя моя мама позже говорила мне, что он знал, что с ним ничего не случится во время Курской Дуги, потому что он родился на Феодосия Печерского. Возможно он ей, — своей невестке, — что-то такое и сказал. А может ей «послышалось». Он говорил что Св.Георгий со змеем — это не то, что надо везде развешивать. Он беспощадно относился ко всем без исключения религиям и говорил, что Бог у каждого внутри и это — сам Человек и нигде больше Бога нет. Это сочеталось с тем, что я потом прочитала у Толстого. Тем последним летом он говорил, что у СССР долги, нет торговли. Говорил, что рубель (так он произносил это слово дома) находится «в неудачном положении». То есть думал мой дедушка о многом.





d10ee003ee05.jpg
Опять русины. Ну что ты сделаешь — и такие страшно разные.





Я помню спрашивала его, кто же такие всё-таки русины. Мы до этого ездили с отцом в Воеводину в тогдашней Югославии, когда мне было пять, и мне русины там внешне совсем не понравились, о чём я писала в своём блоге «Точка Ру». Я всегда надеялась, что дед скажет что-то интересное о русинах. Мне так хотелось узнать о них что-то исключительное. А он говорил, что картинки в книжках — это для детей, а я уже большая и должна думать не о картинках. Он очень не любил мои книжки.





А у меня были хорошие детские книжки, с богатыми иллюстрациями: с русыми героями на конях в шлемах с такими красивыми геройскими железными штуками от шлемов на носах и ушах, с птицами Феникс по полям, с красивыми «славянистыми» узорами, с немного серебристой и бронзововатой красками в орнаментах. Дед очень не любил эти книжки. Он, как я поняла годы спустя, не любил панславизм. Он всегда требовал убрать эти книжки с глаз долой. Говорил, что это всё и погубило дело. Что надо жить прóсто. Дом (он говорил не хата, а «хаца» кстати), печка, паляница, поле [почему-то]. То есть его в целом порой заносило. Я внутренне протестовала. Но не очень-то серьёзно. Хотя картинки в моих книжках мне очень нравились.






f45f3580ffd6.jpg
Русины. Опять они





Меня очень интересовало, почему дед такой. А он говорил, что он просто знает, что всё разрисовывание и украшание жизни — это зло. Помню сказал, что соседи Мелкумяны — армяне, но это то же самое, что и руские, а соседи Поляковы — евреи, но это опять то же самое, что и руские. И то же самое, что и русины. Я всё время ходила заинтригованная и думала, что же это значит, что аж уже и евреи такие же, как мы, и почему дед говорит, что он то руский, то русин, то украинец. Бабушка-то была Николаенко. Она «пела песни» про то, что украинцы — ЭТО ДА, а руские — пиши пропало. С ней всё было ясно.





А дед был загадкой. Носился со своей кожаной Червоной Рутой на отдельном столе под стеклом. Это был такой небольшой бывший коричнево-красный, как он говорил, флаг с очертаниями пикирующей птицы, сделанной некими нитками, которые, на мой взгляд, были чёрными, но дед говорил, что они золотые. Сделан флаг был из кожи. Этому всему было вроде бы 600 лет. Где он взял Руту — я не знаю. В последнем разговоре, уже в госпитале, он хотел, чтобы я, когда вырасту, отдала её в краеведческий музей в Березнянском районе Украины. И я, кряхтя и теряя по дороге куски сокровища, довезла его-таки до места через 10 лет после его смерти. Люди удивились, но дедушку вспомнили. Он заезжал к ним с лекцией. Это была историческая родина Котлярóв.





c8896b707f6f.jpg
Мокшане. Москва у них в языке значит «грязная вода».





Я не могла понять, почему он говорил, что колдунья Сонька Палеолог была из «СС», почему ненавидел Ивана Третьего и почему говорил, что они оба украли семь тысяч лет из руской и мокóшеской истории, пожгли книги и выгнали мок[о]шан. Ему так до боли было жалко тех книг, как будто они были его собственные. Он ну до того странно любил мокшан, что было даже удивительно. Ввиду всех этих странностей однозначного впечатления он на меня в детстве не производил. Но заряд к познанию мира дал мне весьма и весьма мощный. Позже я столкнулась с темой Мокш в Эдинбурге. http://openrussia.org/post/view/1785/





Мокшане — весьма загадочный народ. Под конец своей мощи на Москве из-за окупации они стали очень много колдовать. На этом прокалывались многие цивилизации. Человек устаёт, отходит от настоящих исследований, от логики жизни, погружается в мракобесие, а потом приходит какой-нибудь системмный «колдун», типа дочки Палеологов, и «забивает мастерством». Все колдовские техники основаны на звуках, сочетаниях цветов, запахах, формах, размерах, движениях, контрастах, ядах. Все они, как и религии, основаны на разнообразных воздействиях на человека на основании накопленного в этом деле опыта. «Колдовство» и подобные манипуляции — всегда оружие тех, кому больше нечего предложить.






690a492563d3.jpg
Не поверите. Опять они. Русины





Раз помню день, когда дед стал показывать мне папки и говорить, что он всё собрал и я смогу потом почитать. И глубокомысленно сказал, что возможно Палеолог с мужем были очень нужны. Но обо всяких картинках опять выссказался очень негативно. Вот такие последние воспоминания.





Смерть его явилась результатом трагической случайности и плохого ухода в госпитале Бурденко. Я очень переживала. В 16 лет стала читать его папки с вырезками, картами, тетрадками. И поняла: человек отрицал ПРОСТО ВСЁ: какие либо национальности в первую очередь. Я помню состояние, как будто у меня что-то отняли. У меня была надежда, что те, сербско-воеводские русины, были «неправильные», а где-то есть правильные, «исключительные» русины, самые-самые руские-преруские, русые и «слАвянистые», а он, как бульдозер, отрицал сам факт национальностей, как таковых. Строил он свою теорию на Вайнахах.





Дед писал, что Вайнахи — потомки Шумер, и вроде бы очень и очень собирательные с точки зрения этносов, но всё равно у них не единый антропогенный тип, а много разных. Он убийственно чехвостил евреев за то, что те себе напридумали исключительность и якобы кровную обособленность, теория о которой добивает их народ. Он говорил, что они просто раскололи древнюю континентальную общность и двинули с золотом по миру, потеряв всё, и показав плохой пример другим. В семидесятых годах он писал, что марксистская торговля акциями и делание из денег прямой товар — вещь тупиковая. Что торговать надо просто. Тем, что «правда есть».





e1ba7238c633.jpg
Русинка со светлыми глазами, как я видела в Березнянском районе Украины.





Он в такой пух и прах разносил и мусульманскую и христианскую религии, что я периодически аж вздрагивала, но при этом-таки отдавал должное и караимам с их Танахом и писал о каббалистах с уважением, анализировал некий Мышнаёт и подобные вещи. Тема еврейства, как такового, его, при всей его ярости, что они обособились в отдельную группу, очень интересовала. Но он всё же в упор не признавал, что они имеют «общую кровь». Для него кровь у всех была красная.





Я нашла стопку листов с русин’скими словами, которые он готовил для составителя словаря галического диалекта караимского языка. Понять это было сложно, поскольку караимы — они как будто бы евреи. Зачем им могли быть нужны русин’ские слова? Зачем к деду пару раз ездили Караимы? Потом я нашла ещё одну такую же стопку — уже для словаря Извода. Я всю жизнь спрашиваю людей, как же это, зачем для словаря руского еврейского диалекта могли понадобиться русин’ские слова. Никто не знает. Да по сути это всё равно.





Но самое интересное конечно было по Эвремейсам. Толстые стопки с вырезками, фотографиями, картами. Дед долгие годы выписывал много газет и журналов. И на Эвремейсах он расписался во всю. Они у него были прародителями и всех финнов, и угорцев и словен и конечно руских и угро-русков и ДАЖЕ РУСИНОВ.





За всю свою жизнь я не встретила ни одного живого Эвремейса. Их с остальными финнами-Ингерманландцами повыселил Генрих Ягода лет за 5-10 перед Финской Войной, пораскидав по всему СССР. Дед расписывал аграрную программу, которую им навязали, и с огромной болью писал, как самым хорошим Эвремейсам отдавали самые неплодородные участки земли. Как будто на этих Эвремейсах сошёлся клином белый свет. Он считал, что те самые таинственные Рюрики относятся к Эвремейсам.






fcbe92004218.jpg
Эвремейсы





Думаю, что суть того, что он писал, в целом сводилась к китайской угрозе и демографической проблеме. Он пытался доказать, что руские, как и русины — это в целом идея о какого то рода общем духе стойкости и справедливости. Наднациональная идея. Говорил, что были руские Веды, что народы всегда объединялись под нашими рунами. Он уделял огромное значение трансформациям в языках и изменениям слов от сербско-воеводского русинского до червонорутского, от словацкого до украинского. Он рисовал карты миграций, характеризовал Киев, как удачу в виде воссоединения растерянных умных и боевых общностей руских людей, описывал Великий Новгород, как отличную, долго проработавшую идею. Недавно я добыла почитать томик Костомарова. Дед о нём не упоминал, но я обнаружила, что у них много общего.





Особенно мне показалась выдающейся карта миграции от Скандинавии в третьем Веке через Скотландию (Шотландию) в Червонорутский район Украины по векам. То есть люди сначала просто двинули куда-то не туда. Опшиблись адресочком. Потом двинули на нынешнюю Черниговщину к меди поближе, потом опять на запад — в Березнянский район Украины, потом опять на Черниговщину в Борзнянский район. Всё на основании раскопок. То есть исследователем он был весьма упёртым. Он имел доступ ко всем закрытым спец-архивам и уникально много ездил от общества «Знание», как лектор по всему СССР и даже в Чехословакию.





e3369daea91e.jpg
Удмурты. Согласно многим исследованиям -
прямые потомки этрусков. На руских землях
впервые «наследили» 7,5 тысяч лет назад.





Лет за 12 до смерти — ещё до моего рождения — дед защитил кандидатскую по истории в МГУ. Ему было около 64-х лет. Готовил докторскую. В его архиве я видела письма от профессоров МГУ, что при всём уважении, но материалы не исторические, а этнографические и ему предлагалось почему-то сначала как-то расширить свой профиль, как историку. Потом было письмо о том, что материалов до того много, что ему лучше попробовать издать какой-нибудь многотомник где-нибудь в партийном издательстве, а не мучать никого с докторской. Думаю, людям было просто лень заниматься делом. Или боялись заниматься реальной историей руского народа. Которую при желании можно отследить аж на 8000 лет назад. Теперь мир стал меньше. Мы — можем.






Консеквенцию всей его жизни я нашла в коротком — листов на сто — опусе, где он написал, что отличие тех, кого он условно называл гольдоносами (потрясающее по сути название) и тех, кого он называл эвреходами, было в их историческом отношении к жизни, в котором они разошлись около 8000 лет назад, образовав два течения. Одно было более религиозное, другое более боевое. Порубать кого ненароком например. К гольдоносам он относил представителей разных форм иудаизма, которые больше подходили ко всему с умом, а к эвреходам всяких этрусков, спартанцев и тому подобных. Он считал, что при наличии Китая одни без других не выживут.
Он видел массу перемен в антропогенных типах людей на протяжении тысячелетий, и считал, что то, что объединяет людей в нации вроде руских или евреев — это только неуловимая духовная общность. Он считал, что никакому «геному» невозможно навредить, так как все они смешаные.






7ef82cf651e9.jpg
Русины составляли большую часть украинской эмиграции за океан, в первую очередь в Канаду. Так что, во многом благодаря русинам Канада сейчас занимает едва ли не самую жесткую позицию по поводу конфликта в восточной Украине. Буквально навязывает истребители. Возьмите сейчас же говорит. Но украинцы боятся.





Египет дед считал классической демоцидной катастрофой и писал чуть ли не о генной инженерии, приведшей к тамошнему расслоению в обществе. Индию по сути тоже очень не любил за кастовые дела. Считал,что Египет полностью отойдёт, как культура. Всю мистику он просто выкидывал скопом за ненадобностью и считал, что всё, что сохранилось, это куча земли в Евразии у Эвреходов, которую они благодаря всяким колдовствам типа палеологовских всё же себе в итоге понасобрали, и серьёзное интеллектуально-культурное начало у Гольдоносов.





Правды ради надо сказать, что он писал, что типа вся эта понасобранная земля вроде когда-то и была руской, поскольку у руских-мокшан не было расизма. Мокшан он странным образом считал то ли предками то ли потомками неких американских индейцев. Я не думаю о том, верить в это или не верить. Исследователь он был энергичный, но признания его теории, так сказать, не получили и до читателя не дошли. Поразительно, что в 22 года он обнаружил, что не умеет читать. Забыл с Церковно-Приходской школы. А к 60-ти у него было 3 высших образования.





Дед считал Осетию и Чечню тем, что Росию однозначно добьёт, если не отделить. Более того, он считал, что Чечня ставит своей целью победить руских, а Осеты-Аланы хотят её поработить. Чеченцев он описывал, как что-то изначально гораздо более выживаемое, чем Эвреходы и Гольдоносы, а Осетов, как глубинных колдунов.





Абсолютно все нации он видел, как смешанные и, как я поняла, считал, что руские выживут рядом с Китаем и не лишатся земли, только если будут состоять и из гольдоносов и из эвреходов. В этом он видел силу и, так сказать, успех. У деда было чувство юмора. В виде «идеального руского» он взял фотографию молодого Евгения Леонова из фильма, где он играет казака, убившего свою кормящую жену. То есть и близко никакой не «славянский тип» вроде молодого Сергея Бондарчука иди Вячеслава Тихонова. И по действию, которое герой Леонова совершает в фильме «Донская Повесть», ума вроде нет. Не знаю, кем был Леонов по крови. Просто Леоновым наверно.





cd6618f295b2.jpg
Руский типаж. Тихий ужас. Душа нараспашку. Портянки. Боли на 1000 народов.





От деда осталось много карт, атласов. Везде стрелки, идущие от Китая на нас. И на стрелках порой мелкими буквами написано страшное слово «наступление». Много-много стрелок. Страдал дед за Рускую Землю. Незнамо как. Любил свою загадочную Червону Руту. Смысл Эвреходов. И Гольдоносов наверно то же. И я вот, внучка его, тоже — плачу. Где-б нам всем ума.





Дед написал лично мне:

«не верь, если скажут, что руские — это те, кто топил по-чёрному. Кто знал, как трубу сложить, тот клал. А у кого была руда — тот вообще жил, как хотел. Всё было — и ложки и бусы».




Рядом с селом, где дедовы корни в Украине, — в Борзнянском районе Черниговщины, у Комаровки, — разрыты медные копи времён неолита. Возможно уже тогда мои упрямые предки, вопреки всем возможным глупостям, делали свои котлы.
util