Badge blog-user
Блог
Blog author
Milena Cotliar

Ханна Аренд «О революции»

21 Апреля 2015, 22:57

Ханна Аренд «О революции»

Статистика Постов 404
Перейти в профиль
<h2>Ханна Арендт «О революции», перевод Игоря Косича, Европа, 2011</h2>
4ccbb5c44b95.jpg

Это последняя из крупных работ Ханны Арендт, вышедшая из печати в России, и ей 20 лет пришлось ждать публикации в бумажном виде на русском после того, как перевод был готов. Есть что-то закономерное в том, что исследование революции выходит во время, когда по всему миру и даже в нашей стране это слово вновь звучит все чаще и чаще, причем безо всякой постмодернистской издевки, а всерьез.

Внимание Арендт сосредоточено главным образом на двух основополагающих примерах — Американской революции и Великой французской (Октябрьская в России, на ее взгляд, наследница Французской). Она однозначно отдает предпочтение первой, потому что, согласно Арендт, <h1>успешная революция — это не свержение старого режима, а основание новых прочных институтов правления. Именно это смогла осуществить революция в Америке и оказались неспособны сделать все революции в Старом Свете начиная с 1789 года.
</h1>Это основная посылка книги. Помимо нее труд Ханны Арендт содержит еще несколько важных тезисов. Она категорически разграничивает политическую и социальную сферу, настаивая, что именно установка на борьбу с нищетой не позволила французским революционерам установить верховенство закона и новое правление, что и погубило их начинания.


Политика, по Арендт, — это сфера свободы, а экономика и социальная сфера — это зона необходимости, и смешивать их ни в коем случае нельзя.


Еще один тезис, связанный с предыдущим: победа революции (то есть, в понимании автора, основание политической системы, которая продержалась до наших дней и продолжает функционировать) стала возможна в США именно потому, что колонисты Северной Америки не знали массовой нищеты, бича, под которым корчились население европейского континента вплоть до научно-технической революции.

Именно это позволило отцам-основателям и массам американцев, на которых они опирались, учредить политические принципы, построенные на рационализме и законе, свободные от давления и искажения из-за сострадания к страшным картинам человеческой нищеты, которые застили глаза революционерам во Франции.

<h2>Борьба за материальные блага — следование необходимости.
</h2>
Когда необходимость подчиняет себе политику, как произошло в ходе Великой французской, Октябрьской (Арендт называет ее Русской) и прочих европейских революций, она убивает свободу. То есть, упрощенно говоря, свобода — дело сытых. Политическая свобода не способна наполнить пустые желудки, это задача экономики и социальной системы, но пустые желудки почти гарантированно убивают политическую свободу.

Наконец, еще один новый смысл, привнесенный автором книги, — ее оригинальная <h1>трактовка того самого «счастья», со «стремлением» к которому, согласно первым строкам американской Декларации независимости, «рождается» «каждый человек».

В интерпретации автора «О революции», опирающегося в этом вопросе на Джона Адамса и других отцов-основателей, речь здесь идет о счастье участия в публичных делах, в политике. </h1>Ни в коем случае не о счастье частной жизни!

Вот что пишет на этот счет Ханна Арендт: «Под публичной свободой американцы понимали непосредственное участие в публичных делах, а потому любая связанная с этим деятельность не считалась обузой, а, напротив, дарила вовлеченным в нее несравнимое ощущение счастья, которое нельзя было получить где бы то ни было еще.

Они хорошо знали (и Джон Адамс снова и снова формулировал это знание), что <h1>люди собирались на городские ассамблеи, а позднее их представители — на знаменитые „конвенты“ и „конгрессы“ не из чувства долга и тем более не для того, чтобы отстаивать собственные интересы, а прежде всего потому, что они получали удовольствие от самого процесса обсуждения и принятия решений».</h1>

Вот оно, оказывается, как. Участие в политике, самостоятельное принятие решений о своей судьбе и судьбе общества могут быть высшим удовольствием. И данная мысль явно резонирует с нынешними событиями в мире и в России.

Последний и самый уязвимый для критики посыл книги — <h2>апология системы советов как наилучшего из революционных, то есть, по Арендт, конституирующих органов. </h2>Впрочем, связанная с этим критика партийной системы и всей представительной демократии звучат сейчас, кажется, еще более актуально, чем в 1963 году, когда была закончена книга.

В целом последнюю большую книгу Ханны Арендт (до сих пор одной из считанных философов женского пола, кстати) можно расценить как некую дань благодарности Америке, где она, еврейка, эмигрировавшая из Германии перед приходом к власти НСДАП и Адольфа Гитлера, обрела, подобно многим, вторую родину. Благодарность в форме анализа фундаментальных принципов американской гражданской и политической системы, которую можно назвать системой революционного либерализма.
__________________
Чтение онлайн: http://www.al24.ru/pdf_kniga_14704.html


util