Badge blog-user
Блог
Blog author
Елена Волкова

Александру Солдатову нужна поддержка в суде 24 октября

22 Октября 2014, 14:43

Александру Солдатову нужна поддержка в суде 24 октября

Статистика Постов 6
Перейти в профиль

Елена Волкова — доктор культурологии, эксперт по религии и культуре

В пятницу, 24 октября, в 12.00 в Октябрьском районном суде города Владимира назначен суд над редактором независимого религиозного интернет-издания «Портал Credo.Ru» Александром Солдатовым. Его обвиняют в размещении на сайте якобы экстремистского материала — ролика «Приставное благочестие» об изъятии мощей у Российской православной автономной церкви (Суздаль), не желающей подчиняться требованиям суда.

О Портале

Я каждый день читаю Credo.Ru на протяжении уже почти двенадцати лет. Если пропускаю несколько дней, то обычно кто-то из друзей звонит и спрашивает: «Ты читала на Портале...?». Это свободная и динамичная интернет-площадка, на которой религиозная жизнь страны и мира тесно переплетена с политикой, экономикой, искусством, криминалом, спортом, даже модой и кулинарией. Сегодня, например, там можно прочитать о том, как иракские христиане бегут в Иорданию; как защищают священника Глеба Грозовского от обвинений в педофилии; как другой священник провел 12 дней в плену у боевиков «ДНР» и как валаамские монахи будут изготовлять моцареллу. На Портале хорошо видно, сколь просто, глубоко и откровенно можно говорить о религии. Не на сакральном непонятном языке, как в церкви, не помпезным языком патриархийных или государственных отчетов, а искренне и с умом — на живом языке репортажа, аналитической журналистики, исследования или зарисовки, поэзии или письма.

Есть авторы и темы, которые звучали в эти годы в первую очередь, а иногда исключительно, на Credo.Ru: отец Павел Адельгейм, его труды по каноническому праву, критика церковного беззакония и гонения на него со стороны псковского архиерея Евсевия; отец Глеб Якунин и реформа православия; отец Георгий Эдельштейн и проблема коррумпированности Московской патриархии, статьи игумена Иннокентия (Павлова) и колонка епископа Григория (Лурье)... Даже основных авторов и главные темы невозможно перечислить, поскольку небольшой сайт Портала всегда стремился представить новости многих стран и конфессий, выделяя при этом сюжеты, наиболее важные для России сегодня. Истории Pussy Riot, например, были посвящены более тысячи публикаций, украинская тема звучит сегодня так: " «БОРIТЕСЯ — ПОБОРЕТЕ!» Как информационно-пропагандистская война РФ и Украины преломляется в религиозной тематике?«. Редактор Портала Александр Солдатов свободно владеет украинским и хорошо понимает религиозно-политический клубок проблем в Украине.

Судебная предыстория о храмах и мощах

Portal-Credo последовательно анализирует церковную политику Московской патриархии, особенно по отношению к наименее защищенным религиозным общинам, которые подвергаются гонениям при помощи полиции и судов.

Последние годы Александр Солдатов активно защищал РПАЦ — небольшую самостоятельную церковь, которая возникла в 1990 году в результате отделения приходов Суздальской епархии от РПЦ МП. С 2002 года сначала против ее главы митрополита Валентина (Русанцова), а затем против самой церкви велись различные процессы в судах, с 2009-го у них стали отнимать храмы и возвращать Московской патриархии (см. публикацию в «Новой газете» «Правозащитники: власть устраивает гонения на неподконтрольные церковные общины»), а затем начался абсурдный процесс об изъятии мощей святых Евфимия и Ефросинии Суздальских. Выяснилось, что для мощей нет определения в российском законодательстве (что это: останки, кости, прах?), а значит, казалось бы, и нет предмета для тяжбы. Мощи были переданы верующим в 1988-м из музея, но РПЦ считает суздальцев раскольниками, не имеющими прав на святыню.

Дело и «дело» Солдатова

Александра Солдатова я помню еще студентом-отличником группы церковной журналистики на журфаке МГУ, из которой он, по-моему, единственный стал настоящим профессионалом в своем деле. «Портал Credo.Ru» — во многом дело его жизни, его веры, воплощение того, как группа единомышленников представляют себе религиозную журналистику: честную, открытую всем религиям и конфессиям, стремящуюся к объективности, поддерживающую свободу духовного выбора и равенство религий и церквей перед законом, критикующую религиозную дискриминацию, фундаментализм и фанатизм, диктат церковной бюрократии, использование религии в качестве идеологического оружия.

Сегодня, когда православие превратили в агрессивную националистическую идеологию «Русского мира», которая оправдывает репрессии против инакомыслящих, протестных художников и непокорных народов, «Портал Credo.Ru» вызывает у духовных «скрепачей» негодование, поскольку позволяет себе критиковать патриархийное «богословие войны», антиукраинскую истерию и российскую военную агрессию в Украине.

«Дело» Солдатова развивалось по советским репрессивным лекалам. Год назад появилась обличительная статья в газете «Владимирские ведомости» под убойным названием «Госдеп в рясе?». Популярный бренд «Госдеп» на идеологическом рынке продается то в белых лентах, то в жовто-блакитном, то с гитарой на сцене, теперь — в рясе с крестом. В анонимной (!) статье Суздальская РПАЦ называлась подделкой, сектой с американскими покровителями и презрительно уподоблялась церкви Летающего макаронного монстра. Солдатов же был представлен американским шпионом (не менее того!) и русофобом, который «регулярно публикует материалы, которые попахивают экстремизмом и могут быть использованы для разжигания межрелигиозной вражды к представителям РПЦ, а также — оскорбительные высказывания в адрес Президента России и русского народа». Подобные статьи или телесюжеты, как известно, сначала рождаются в художественных мастерских Лубянки, а потом легко становятся закваской для разбухших материалов следствия.

Но сфабрикованному «делу» не давали хода почти год. Надеялись, что Александр Солдатов испугается? Изменит редакционную политику Портала? Закроет издание? А РПАЦ наконец отдаст мощи? Или шли «симфонические» согласования между РПЦ и ФСБ? Солдатова вызвали в суд 18 сентября 2014 года, вскоре после того, как «Святейший Патриарх посетил Владимирскую землю». Портал, конечно, широко освещал скандалы о часах и «пыльной квартире» патриарха, его заявления о религиозном характере войны в Украине, но более всего патриарху должна была запомниться статья Александра Солдатова «За что рабу Божьему Кириллу благодарить „раба на галерах“», опубликованная в «Новой газете» 14 февраля 2012 г., в которой рассказывалось о том, как «табачному митрополиту» удалось сколотить состояние, позволившее ему занять место предстоятеля Русской православной церкви.

В заявлении (представлении) прокуратуры города Владимира, однако, речь идет не о статьях Солдатова, а о ролике Михаила Баранова и Анны Домбровской «Приставное благочестие», который, оказывается, заинтересовал ФСБ еще в феврале 2013 года. О видеосюжете уже в апреле 2014 года были написаны лингвистическая и религиоведческая экспертизы, утверждающие, что в нем «содержатся негативные оценки РПЦ и православных (почему через „и“? — Е.В.), социальной группы членов Союза православных хоругвеносцев, членов движения „НАШИ“, социальной группы сторонников ЛДПР». РПЦ там, видите ли, представлена как «алчная коммерческая структура», экспертами также обнаружены призывы к насилию и признаки разжигания религиозной вражды. Прокуратура просит включить видеоролик в федеральный список экстремистских материалов.

Я думаю, что «дело о ролике» — лишь предлог для преследования независимого журналиста и портала. Поэтому так важен широкий контекст этого процесса об экстремизме и широкое освещение процесса в СМИ. Ролик же сделан с большим сочувствием к прихожанам РПАЦ, потерявшим родные храмы и защищающим свои святыни. Видеоряд выстроен как калейдоскоп лиц, событий и слов, тяжба о мощах в Суздале показана на широком религиозно-политическом фоне 2012 года: добровольно-принудительные митинги и «молитвенные стояния» у ХХС, Pussy Riot и «братское целование» Путина и патриарха, помпезная роскошь патриархийных храмов и монастырей на фоне нищеты гонимых «раскольников», церковный бизнес на мощах и слезы «неправильных православных».

Название видеоролика имеет по крайне мере два значения.

«Приставное благочестие» — это РПЦ, утверждающая свою монополию на веру при помощи государственного насилия и последовательно уничтожающая своих «конкурентов». Сколько альтернативных православных церквей в России не имеют никакого шанса получить церковное здание для общины и служат по квартирам? У РПАЦ такие храмы были, но были насильственно отняты. Приставы в форме, охрана в окружении на фоне храмов и плачущих старушек создают образ полицейского православия.

Второе значение связано с гротескной сценой «Проповедь», в которой главный владимирский пристав Василий Орос, пришедший в храм для насильственной конфискации мощей, складывает молитвенно руки и скорбно вещает прихожанам: «У каждого своя Голгофа, свой крест... Самое главное — ближнего не оскорбить...». Иудушка Головлев в погонах! Он же затем кричит в телефонную трубку: «Если кто виноват — набейте ему морду!»

Ответчику по «делу о ролике» не дали возможности ознакомиться с обвинительными экспертизами. В чем в первую очередь могли усмотреть экстремизм? Наверное, в сравнении современной пропаганды с идеологией Третьего Рейха. В ролике есть Геббельс из «Семнадцати мгновений весны». Эта «информация к размышлению», то есть аналогия современной России с Германией 1930-х годов, после замечательных статей Андрея Зубова и Виктора Шендеровича стала общим местом медийного и даже государственного дискурса. Путин на встрече с раввинами (!) откровенно назвал Геббельса «талантливым человеком». И ничего. Авторы ролика Геббельса не хвалят, а, напротив, критикуют, последовательно разоблачая как расовую, так и религиозную дискриминацию. В высшей степени гуманный фильм, с убедительной здравой критической позицией авторов. Он может показаться недостаточно профессионально сделанным, но смыслы в нем заложены, на мой взгляд, возвышенные и верные.

Поэтому Александра Солдатова, обвиняемого в распространении видеосюжета, нужно защищать. Электричка во Владимир отправляется в 8.12. Адрес суда Октябрьский проспект, дом 40. Я еду.

util