Badge blog-user
Блог
Blog author
Елена Волкова

Теодицея смерти: твит Александра Плющева как пародия

8 Ноября 2014, 13:30

Теодицея смерти: твит Александра Плющева как пародия

Статистика Постов 6
Перейти в профиль

История о твите Александра Плющева «Считаете ли вы гибель сына Иванова, некогда сбившего старушку и засудившего ее зятя, доказательством существования бога/высшей справедливости?» вызвала много шума и стала одной из причин увольнения известного журналиста с радио «Эхо Москвы». Вопрос, заданный Плющевым, отсылает нас ни больше ни меньше как к богословской теории и церковной практике.

Церковная практика обоснования гибели людей Божественным возмездием за грехи

30 мая 1999 года в минском переходе во время праздника пива и концерта группы «Манго-Манго» в давке погибли 53 человека. Митрополит Минский и Слуцкий Филарет писал в послании к Лукашенко, что церковь «расценивает случившееся как предупреждение Божественного провидения нашему обществу, пренебрегающему нормами духовных христианских ценностей». Священник Свято-Духового кафедрального собора Александр Шимбалев объяснял гибель людей тем, что они собрались на греховное зрелище и питие в святом месте в святой день: «Праздник проходил в месте, приближенном к трем православным храмам Минска — Свято-Духову Кафедральному собору, Свято-Петропавловскому собору и церкви Марии-Магдалины. Кстати, в районе Дворца спорта находится и фундамент самой древней церкви города Минска. Все пороки собрались воедино в такой день и в таком месте». Геннадий Герлович, пастор протестантской церкви «Благая весть», посчитал трагедию наказанием за все сразу: советское безбожие, гражданскую войну, репрессии и непотребное веселье в День сошествия Святого Духа. Никого из авторов подобных заявлений не запретили в служении.

В январе 2010 года патриарх Кирилл увидел в гибели жертв замлетрясения на Гаити наказание за их тяжелые грехи и даже перечислил, за какие именно: «Гаити — страна нищеты и преступности, голода, наркомании, коррупции, потери нравственного облика людей». Его не переизбрали.

В марте 2011 года Никита Михалков усмотрел в аварии на АЭС «Фукусима 1» Божье возмездие за безбожие японцев: «Посмотрите, что происходит в Японии. Дело даже не в вере (православие, христианство или буддизм), а в безбожьи внутреннем, в отсутствии представления о том, что ты не один живешь, отсутствия внутреннего самоограничения. Все связано. И постоянное использование, унижение окружающего мира — оно приводит к тому, что Господь говорит: „Ребята, вы чего? Вы чего делаете?“ И посылает бедным японцам девятибалльное землетрясение с цунами, с реактором». И никаких отставок.

В апреле 2011 года, перед 25-й годовщиной Чернобольской аварии, патриарх Кирилл заявил: «Грех толкает людей на совершение ошибок. Страшная ошибка была причиной чернобыльской катастрофы. Ведь Господь Бог мог и остановить руку оператора, который, управляя реактором, совершил страшную ошибку. Господь попустил, и многие люди своей смертью внесли свой вклад в искупление грехов многих». По-прежнему в должности.

Во всех этих случаях речь шла о десятках, сотнях и тысячах невинных жертв несчастных случаев и катастроф. Жестокие обвинения цинично бросались вслед погибшим, о жизни которых церковные иерархи и режиссер ничего не знали. Они даже не знали их имен! Бросались порой сразу после трагедий, во время траура и плача, невзирая на горе близких. Никто за это не ответил.

Богословие теодицеи

За что это горе? Кто виноват в трагедии? Откуда зло и смерть в мире? Почему именно этот человек должен страдать? Поиск истоков зла в мире богословы связывают с проблемой теодицеи (дословно — оправдания Бога) — вопроса о существовании зла в мире, созданном всеблагим и всемогущим Богом. Если всеблаг — откуда зло? Если всесилен — почему не остановит его? На русском языке об этом есть книга Марии Давыдовой «Проблема теодицеи в Книге Иова и культуре Нового времени», на английском и немецком — обширная литература, в том числе по теодицее Холокоста.

Ответы были разные, но ни один из них не имеет такого значения, как сам вопрос теодицеи о причине зла. Более того, большинство ответов страдали равнодушием по отношению к страданию людей. Вопрос вопросов. Именно его и задал Александр Плющев. Бестактно и цинично? Я думаю, что он хотел напомнить о циничной обвинительной практике ответов о причинах гибели людей. То была пародия на цинизм вещателей от имени Бога. И вызов твит-сообществу. Как отреагируют? Почувствуют себя пророками а-ля Михалков или посчитают саму постановку вопроса бестактной? Тем более что Плющев написал о том, о чем подумали многие. К такой логике их уже приучили иерархи церкви. А дело журналиста — озвучивать общественное сознание.

Твит — коварный жанр. Гномический, то есть очень короткий. 140 символов. Я так и не смогла его освоить, потому что мне хочется всегда развить и обосновать мысль. Когда я прочла твит Александра Плющева, то поняла его так: «Церковь и православная элита любят объяснять гибель людей их грехами. Вспомним упреки в адрес погибших в Минске, Японии и на Гаити. А что бы вы, правоверные, сказали о смерти Александра Иванова? Что-то я не слышу голоса иерарха». Такова моя интерпретация.

В моем прочтении твит Плющева — это черный юмор, пародия, или, как теперь говорят, стеб. Мне понадобилось 5129 символов, чтобы объяснить, на что.

util