Badge blog-user
Блог
Blog author
Артур Кроитор

Миссия России и современный мир

13 Ноября 2014, 18:34

Миссия России и современный мир

Статистика Постов 29
Перейти в профиль
Развивающийся кризис экономики и политической системы России заставляет думающего человека искать выход из сложившейся ситуации. Уже только самым политическим наивным слоям российского общества не понятно, что фундаментальной причиной сегодняшних проблем России является устаревшая политическая система.

Существующая нынче в России политическая модель ни в какой мере не способствует ни развитию страны в целом, ни каждого из её граждан в отдельности. Более того, существующая политическая система устроена таким образом, что не поощряет людей овладевать новыми знаниями, созидать и плодотворно трудиться на благо семьи и общества. Наоборот, чем более нагло и подло, более агрессивно и цинично ведёт себя индивид, тем больше у него шансов преуспеть и даже попасть во властные структуры. То есть система стимулирует проявление людьми своих самых низменных качеств. Что-то плохо лежит? — Укради! Не украл, постыдился — глупец, надо пользоваться шансом! Слово держишь, больным сострадаешь? — Ха-ха, есть же ещё такие пережитки прошлого! Справедливости хочешь? — Да где она, эта твоя справедливость, оглянись вокруг и будь как все. И жить станет легче! За будущее страны опасаешься? — Забудь, живи днём сегодняшним, а там — трын-трава!
Возникает закономерный вопрос — если страна ничего крупного не созидает, а только крадёт и перераспределяет, если главенствует идеология жизни сегодняшним днём, если не приветствуются уважение к труду и собственности, если страна не развивается, а пятиться назад к отжившим свой век методам управления — ЕСТЬ ЛИ БУДУЩЕЕ У ТАКОЙ СТРАНЫ? Насколько хватит её природных ресурсов, чтобы продолжать такую жизнь? И что будет, когда доходов от природной ренты хватит лишь на 20-30% населения страны? Что делать остальным?

Х Х Х

Итак, уже понятно, что систему надо реформировать. Именно реформировать, а не ломать! Разумный человек не станет разрушать свой дом, если начинает его перестраивать на новый лад и достраивать новой площадью. Разумный человек понимает — всё время, пока будет идти стройка, ему и его семье где-то надо жить. Пусть условия жизни и будут не вполне комфортными, но всё же крыша над головой должна быть.
Глупец же принимает глупое решение и сносит свой дом вместе с основанием. Строить, конечно, легче и проще, вот только жить ему и его семье приходиться под открытым небом, ночевать на голой земле и использовать дождь вместо душа. Ну, допустим, летом можно потерпеть, а зимой? Спать на морозе и умываться снегом? — Бррр!
Поэтому, говоря о смене политической системы надо говорить о её реформировании в сторону более справедливого устройства, в сторону стимулирования созидающих качеств человека.
Однако, прежде, чем начать обсуждение шагов такой реформы, следует определить какие средства имеются в наличии и что мы хотим получить в итоге. Это значит, что надо понять, что есть такое Россия и какова есть её Миссия в современном мире.

Х Х Х

Чтобы понять, чем является Россия на современном этапе своего развития и куда стоит стремиться придётся совершить небольшой экскурс в её историю.


1. КОРЕНЬ ЗЛА

Управлять Россией непросто. Так было, так есть и так будет. Причины здесь географические, исторические и семейные.
К географическим причинам стоит отнести прежде всего громадную территорию страны, её резко континентальный климат с высокими перепадами температур, неоднородность почв, наличие гор, равнин, бескрайних лесов и полей и довольно скудную заселённость людьми, которых катастрофически не хватает для выполнения различного рода государственных повинностей, будь то оборона границ или пополнение бюджета. Отсюда проистекала неравномерность доходов общества и постоянное желание управляющей элиты закрепить, не допустить, запретить и наказать, так как жить элита может только за счёт народа, а жить ей хотелось и хочется очень хорошо. Поэтому, вместо консолидированной и созидательной деятельности элиты и народа, направленной на развитие страны, в России всегда происходила борьба между элитой и народом. Причём, если элита пыталась решить свои задачи путём насилия, то народ боролся очень своеобразно — не сражался с элитой за свои интересы, что и происходило в Европе, а уходил куда подальше от всех этих кровососов, благо территория воооон какая. Подите и сыщите нас в бескрайних полях! А в леса так и вовсе не суйтесь, погибните!
Таким образом, ввиду географических причин выходим на причины исторические. В Европе населению и элите волей-неволей приходилось договариваться друг с другом о правилах совместного проживания и выполнять взятые на себя обязательства, оформляя их в законодательной форме и строго следя за их исполнением. Это формировало предпосылки для укоренения у них понятий и традиций верховенства закона и права, что являлось основой для развития и созидания. Там развивались производительные силы, культура, образование и общество продвигалось вперёд и достигало новых вершин уровня жизни населения.
В то же самое время в России ничего этого долгое время и быть не могло, так как для того, чтобы договориться о правилах совместного проживания с элитой, народу потребовалось бы вести ожесточённую борьбу за свои права, а там, где борьба — там и жертвы! А зачем это нужно, если есть более простой вариант решения проблемы — промолчать и спокойно уйти в леса, пусть их! Или переметнуться к другому князю, в поисках более справедливой жизни!
Так продолжалось на протяжении веков. Управляющей элите требовалась жёсткость, порой жестокость для решения своих задач, поэтому, со временем, она консолидировалась в абсолютную монархию, а народ безмолствовал и раболепствовал перед этой жестокой силой, держа при этом фигу в кармане в надежде в скором времени сняться с насиженного места и показать власти — накося, выкуси!

При таком положении дел в России до известного времени невозможны были ни образование, ни развитие ремёсел, ни организация регулярной армии и сформировалась глубокая традиция пренебрежительного отношения населения к власти и к своим правам и обязанностям. Так сформировались 2 России — дворянская и крестьянская. Переделать многовековую традицию за короткое время — есть трудноразрешимая задача. Наложим на всё это суровый климат, неурожаи, голод, чужеземные набеги, присоединение народов с другими культурами и религиями — получиться жуткая гремучая смесь, управлять которой и двигать её к созидательным процессам есть почти невыполнимая миссия.
С точки зрения отношений в семье — здесь всё было подчинено задаче выживания в новых и тяжёлых условиях, следовательно, выжили только те, кто принял как данность патриархат, т.е. единоличную и безграничную власть старшего мужчины в семье. И это тоже многовековая традиция, поэтому свобода нравов и уважения прав женщин и детей, плюрализм мнений — это было непозволительной роскошью для задачи выживания в условиях постоянных природных и социальных катаклизмов. Как же возможно ремёсла создавать или философствовать, в то время как семье постоянно угрожает пленение захватчиком или голодная смерть. Грамоте учиться? Бороться за лучшую жизнь? Справедливый суд, демократия, разделение властей?? Как же, а ну-ка хватит заниматься бредятиной, марш в поле пахать, пока на войну не забрили!!!

2. ПОПЫТКИ РЕФОРМ

Все вышеперечисленные факты привели к тому, что цивилизационно Россия стала отставать от мировых процессов и первым, кто попытался начать решение проблемы отставания России был не кто иной, как Пётр I и вовсе не из желания улучшить жизненный уровень своих подданных. Это была второстепенная задача. А первостепенной стала задача существования России как таковой. К началу своего царствования Петр столкнулся с необходимостью модернизации экономики, его Азовские походы и начало Северной войны явственно показали ему необходимость реформ, так как требовалась современная, боеспособная и хорошо вооружённая армия. При дефиците времени, проводить реформы и модернизацию можно было только сверху и очень жёстко, практически переводить экономику на военные рельсы, с которых впоследствии Россия почти и не сходила. Поэтому, когда уходить в леса от повинностей уже стало невозможно, и в стране должна была начаться политическая борьба элиты и народа, перерастающая к выработке взаимоприемлемых для народа и элиты договорённостей и верховенству права и закона — этого не произошло, так как было чревато ослаблением страны и приходу чужеземных захватчиков.
Таким образом, никакого перехода России к демократии и быть не могло в условия постоянно существующей внешней угрозы порабощения — только абсолютная власть. Традиции абсолютизма и раболепия продолжались, производственные отношения насаждались силой, сверху и были подчинены задачам ведения войны. Эсеры, коммунисты и демократы попытались было поломать традиции, но...вновь горячие и холодные войны, разруха, голод и как итог — выборный абсолютизм как неизбежное зло.

3. РЕАЛЬНОСТЬ

Многие спросят — так неужели мы обречены на вечную диктатуру абсолютизма? Отвечу — и да и нет!
Почему ДА? Во-первых, наследственные традиции. Гораздо проще взвалить всю вину и ответственность на царя, чем пытаться отстаивать свои права и тратить свои личные время и средства на некие эфемерные идеи, осуществление которых на практике бесконечно затруднительно, так как предполагает период непростого противостояния управляющей элиты и народа. Это ведь угрозы, приговоры, тюрьмы, побои и убийства. Во-вторых, основная масса населения не только политически безграмотна, но и просто плохо образована, так как даже писать без орфографических ошибок — и этого не может.
Если отъехать от Москвы или крупных городов километров эдак на 100-200 и поинтересоваться мнением прохожих о том, что такое разделение властей и как они его понимают, то люди начнут смотреть на вопрошающего с подозрением и угрозой, дескать, ишь ты, умник выискался, а тут дураки все что ли? Ну а если продолжить и начать говорить про импичмент, то, в лучшем случае пошлют матом, а в худшем может и драка завязаться. И таких людей большинство, это не смешно, это печально и в этом их трагедия.
Почему НЕТ? Как бы не ругали время правления коммунистов и Советский союз, но за это время удалось поломать сословность и достаточно большое количество людей из простого народа смогло получить достойное образование. В общей массе их количество колеблется в районе 20-30%, но и это уже кое-что. Лучше, чем ничего. Это во-первых. А во-вторых, за последние 20 лет информационные технологии шагнули в мире и в России очень далеко вперёд, вся молодёжь нынче с компьютерами, смартфонами и в Интернете, а это хочешь-не хочешь, а развивает умственные способности человека даже в оторванной от столичных процессов глубинке, информация проходит мгновенно, уровень грамотности, образованности и информированности населения неизбежно возрастает, ежедневно и ежечасно.
Таким образом, надежда на переход к демократическому государственному устройству есть, вопрос только как подойти к выполнению этой задачи. И ясно видеть историческую Миссию России.

4. МИССИЯ РОССИИ

Часто спорят — в чём же историческая миссия России, каким должен быть её вклад в глобальных процессах? И пытаются дать на него сложные и замысловатые ответы, смысл которых неясен. Один из видных публицистов России считает, что Миссия России — непрерывно сражаться! Другой известный политик считает, что Миссия России — построение суверенной демократии! (Это как?). Третий обожает идею неуклонного роста ВВП — в общем, масса мнений и колоссальный субъективизм. На самом же деле всё очень просто.
Исходить нужно из географического положения страны. Если взглянуть на герб России, то там обозначен двуглавый орёл, который смотрит на Запад и на Восток. И всю историю России идёт спор между западниками и славянофилами, куда идти стране, в какую сторону двигаться. Попеременно то одна, то другая сторона берёт верх и страна шарахается из стороны в сторону. Спрашивается, зачем? Ведь если взять протяжённый российский исторический путь, то общим равнодействующим для него будет двусторонний путь развития. Вот и надо взять его за основу, а не шарахаться как кот в мешке.
Человек — существо материальное. Человек — существо духовное. Именно в гармоничном соединении двух этих сущностей и состоит Миссия России, как великой общности людей и народов, находящейся между Западом и Востоком.
Материальные достижения Запада неоспоримы. В их основе лежат во-первых, идеи французского Просвещения о разделении властей и системе сдержек и противовесов, о приоритете естественных и неотъемлемых прав человека и гражданина, а, во-вторых, холодный английский практицизм и деловая хватка, серьёзные экономические идеи. Даже язык англичан лаконичен, индивидуален и лишён неопределённостей. Всё предельно ясно и чётко — мой дом, твой обед, наш самолёт и т.д. Никаких лишних вольностей и эпитетов. Добавим к этому немецкую педантичность, голландскую толерантность, скандинавскую стойкость и получим основу материального благополучия Европы. Справедливости ради надо отметить, что все вышеперечисленные качества и политические идеи были должным образом объединены и реализованы в Соединенных Штатах Америки, которые, за какие-нибудь 200 лет, стали самой развитой экономикой мира и мощным государством.

Но, как говориться, не хлебом единым жив человек! Втиснуть жизнь человека в одну-единственную задачу материального обогащения, заставить его посвятить свою жизнь только работе и бизнесу было бы чересчур жестоко и негуманно. Долговременное существование человека в таких жёстких рамках очень его тяготит, именно поэтому, при высоких показателях уровня жизни на Западе, социология отмечает высокий уровень персональной депрессии людей, огромное количество нервных срывов и высокую цифру самоубийств в этих странах. Тут не всё так благополучно, так как человеку необходимо ещё и духовное самовыражение.
Именно Восток как нельзя более всех в мире достиг высот в духовном самовыражении и созерцании прекрасного. Под термином «Восток» подразумевается вся совокупность стран, начиная с арабского мира и заканчивая Японией. Арабский мир дал миру науку, Ближний Восток создал множество религиозных течений, Индия обогатила мир идеями философии и самоограничения, Китай внёс свой вклад идеями конфуцианства, Юго-Восточная Азия привнесла смекалку и приспособляемость, Япония — вдумчивое и скрупулёзное отношение к жизнедеятельности человека. А уж созерцать и философствовать — в этом Востоку нет равных. Один японский сад из камней чего стоит! Искусство икебаны, чайные церемонии, высокая поэзия и слог, а также многие другие духовные ценности — Восток в этом очень преуспел. Но не сумел обеспечить всеобщего материального благополучия, а пошёл по пути самоограничения.
На сегодняшний день в мире происходит медленное, но неизбежное взаимопроникновение культуры Запада и Востока. Восток перенимает у Запада его материальность, а Запад — духовность Востока.
Но где же здесь место и Миссия России?
Историческая миссия России состоит в объединении Запада и Востока. Россия должна взять прагматизм, верховенство права и деловую хватку от Запада, духовность, философию, прилежание и трудолюбие от Востока, перемешать все лучшие черты и достижения этих цивилизаций в едином бурлящем тигле и явить миру новую модель политического, экономического и культурного устройства государства, чем внесёт огромный вклад в дело глобального и устойчивого развития и прогресса. А во главе своей национальной идеи поставить не жажду наживы и обогащения всеми способами, а порядочность и справедливость человека, общества и государства.
Поэтому, в разработке моделей реформирования политической, судебной, экономической, социальной и культурной систем России нужно исходить именно из этой великой и ответственной Миссии. И не забывать о существующих реалиях и особенностях её долгого и непростого исторического пути.

В добрый час! Самый долгий путь начинается с первого шага! Будем считать, что этот шаг сделан! ПОЕХАЛИ!!!!









util