Badge blog-user
Блог
Blog author
Артём Никифоров

«Культурный человек» в современном мире

16 Ноября 2014, 11:46

«Культурный человек» в современном мире

Статистика Постов 2
Перейти в профиль
Мы привыкли осуждать 90-е годы. Прозвали их «лихими» и жестокими. Безусловно, в стране тогда разворачивались драматические события, страдали невинные люди. Но именно эта противоречивая эпоха была связана с огромными надеждами, верой в европейское будущее.

С тех пор минуло почти 15 лет... В России многое изменилось. В том числе отношение к «культурному человеку». Минуту... Но кто это?

Какой образ всплывает в вашей голове, когда вы слышите словосочетание «культурный человек»? Интеллигентного вида седовласый преподаватель с шапочкой набекрень из местного университета? Или скромный молодой человек в нелепых очках, томящийся в центральной библиотеке? Или востребованный актёр, декларирующий стихи Маяковского со сцены столичного театра? И первое, и второе, и третье. И одновременно ни первое, ни второе, ни третье.

«Культурный человек» — это не тот человек, который прочитал огромное количество книг, это личность, которая понимает причинно-следственные связи своих поступков и слов.

Но откуда берутся такие люди?

Во-первых, семья. Основная система ценностей и ориентиров формируется внутри этой социальной группы, передаётся из поколения в поколение, изменяется по требованию времени.

Во-вторых, самосовершенствование. Смысл существования человека — созидание собственной философской мысли. Это очень широкое и беспредельно индивидуальное понятие, включающее реализацию себя как гражданина, личности и семьянина.

Тогда рождается вопрос несколько иного характера: каким образом культурно самосовершенствоваться?

В этом случае, безусловно, огромную роль, учитывая перенасыщенную жизнь крупных городов, играют провинциальные библиотеки, музеи, культурные центры. Именно они являются главным проводником эстетизации и интеллектуализации общества, учителями гуманизма, толерантности, в конце концов, хорошего вкуса. Их главная цель — создание благодатной среды для умственного обогащения, популяризация «культурного образа жизни». Но всё это достигается только при наличии креативного подхода со стороны сотрудников этих учреждений. Для этого необходимо малое — свободная творческая атмосфера.

Что мы имеем на сегодняшний день? Зарплаты работников культуры и образования медленно, но уверенно растут. Это плюс. Правда повышаются они за счёт сокращения (оптимизации) одних сотрудников и передачи их обязанностей на плечи других. Но и это можно пережить. Основная проблема данной ситуации заключается в той бюрократической машине, которую запустило государство. То время, которое должно уходить на поиск путей реализации свежих и дерзких проектов, нерационально растрачивается на заполнение документов и бесконечных отчётов, через которые власть цензурирует многие талантливые начинания. Мы попадаем в условия, когда у сотрудника зиждется в голове масса полезных, прогрессивных идей, воплощение которых позволило бы актуализировать культуру, сделать её более интересной для общества, но вместо этого он занимается бумагами.

Возвращаемся к вопросу, который мы поставили чуть выше: «откуда берутся «культурные люди?».

Как видите, получается замкнутый круг: с одной стороны — общество, желающее получить качественный «интеллектуально-вкусный» продукт, с другой — власть, у которой имеются свои собственные взгляды на отечественную культурную политику.

Дело за малым — найти выход.

Мы привыкли осуждать 90-е годы. Прозвали их «лихими» и жестокими. Не имея достаточно финансирования и ресурсообеспечения, но пользуясь исключительной свободой творчества, учреждения культуры тех лет создавали поистине креативные, конкурентоспособные проекты и воплощали их. Для книгоиздательств тогда наступил Золотой век, было опубликовано огромное количество зарубежных книг и литературы, запрещённой в Советском Союзе.

Возможно, в этом смысле 90-е не было уж настолько «лихими»...
util