Badge blog-user
Блог
Blog author
Николай Александров

Как только стало известно, что автор романа — Джоан Роулинг, продажи увеличились до 150 тысяч

19 Ноября 2014, 20:00

Как только стало известно, что автор романа — Джоан Роулинг, продажи увеличились до 150 тысяч

Статистика Постов 1
Перейти в профиль

После детектива «Зов кукушки», который впервые Джоан Роулинг написала под псевдонимом Роберт Гэлбрейт, появился второй ее роман — «Шелкопряд». И здесь снова главным героем был частный сыщик Корморан Страйк, расследующий преступление, вместе со своей обаятельной секретаршей Робин Эллакотт. В основе «Шелкопряда» — модная тема разоблачений. В данном случае, главный герой расследует преступление, убийство писателя. Ему удается обнаружить рукопись нового произведения писателя, и он понимает, что публикация этой рукописи означала бы завершение карьеры для многих высокопоставленных лиц. Современные детективы вообще, как правило, пишутся по заданным лекалам на актуальную тему. Триллер, детектив — жанры технологические. Сюжет выстраивается по готовым правилам и принципам. Весь вопрос в том, насколько хорошо писатель владеет своим ремеслом.

Детективы Джоан Роулинг, с одной стороны, вызывают интерес, хотя бы потому что их написала именно она, а с другой стороны — подвергаются критике, поскольку они гораздо менее удачны по сравнению с «Гарри Поттером». На мой же взгляд, и в этих взрослых романах Роулинг доказывает, что она настоящий писатель.

Один из аргументов в пользу того, что Роулинг в каком-то смысле поддерживает успех этих взрослых романов своей репутацией, состоит в том, например, что «Зов кукушки» был поначалу продан только в количестве 1500 экземпляров, но как только стало известно, что автор романа — Джоан Роулинг, продажи увеличились до 150 тысяч.

Но дело в том, что рецензенты, которые писали о романе «Зов кукушки», впервые столкнувшись с писателем, которого звали Роберт Гилбрейт, сразу почувствовали, что роман слишком хорош, для того, чтобы быть дебютным и явно выделяется на фоне массовой детективной литературы.

У нас есть, кстати, такой российский пример. Нам легче об этом судить, потому что в отличие от английской литературы, наше поле детективного романа гораздо скромнее. И когда появились романы Анны Борисовой и Анатолия Брусникина, многие сразу стали подозревать, что это Борис Акунин. Так и происходит с Роулинг. Никто не скажет, что это ординарный детектив. Это романы, в которых уже виден писатель. Более того, у Роулинг настолько мощная индивидуальная манера, что она проглядывает сквозь маску псевдонима и в детективе. Правда, детективность свойственна и другим ее текстам. Она есть и в «Гарри Поттере», есть в «Случайной вакансии» — это своего рода промежуточный этап между «взрослыми» романами и книгами о Гарри Поттере.

К ее новым романам можно относиться по-разному, но ее индивидуальность проявляется в них достаточно ярко. Сегодня, вообще очень часто успех детектива связан не столько с интригой или с тем, насколько владеет писатель своим ремеслом. Важен герой, найденный психотип, его убедительность и оригинальность. Это во многом определило популярность «Миллениума» Стинга Ларссона. Если герои удаются, привлекают к себе внимание и вызывают симпатию, то и книга, разумеется, тоже будет иметь успех.

Роулинг, судя по всему, задумывает целый проект, и понятно, что второй роман должен подтвердить успех первого. Для писателя здесь работают те же механизмы, что и в начале его карьеры — второй роман всегда дается с трудом. По-настоящему судить об успехе проекта можно будет лишь после того, как появится третья книжка. Один роман может написать практически любой человек, второй — подтверждает серьезность намерений, третий — показывает насколько писатель вообще совладал с проектом. Прежде чем серьезно судить Роулинг или указывать на ее недостатки — здесь не смогла, тут не доработала, — надо дождаться завершения задуманной серии. И отрешиться от того, что Роулинг — автор гиперпопулярного книжного проекта о Гарри Поттере.

В этом смысле сейчас Джоан Роулинг борется с навязанным ей амплуа за свою авторскую свободу. А это достойная борьба для любого писателя.

util