Badge blog-user
Блог
Blog author
Юрий Бершидский

Школа бальных танцев, вам говорят

16 Апреля 2015, 09:22

Школа бальных танцев, вам говорят

Статистика Постов 8
Перейти в профиль

Нежданно-негаданно хитом рунета стала скромная видеозапись концерта оренбургской танцевальной школы. Скромная, правда, не по содержанию, а лишь по своим художественным достоинствам.

Танец называется «Пчелки и Винни-Пух». На сцену выходит некто в костюме медведя и растерянно созерцает девушек в полосатых купальничках, танцующих тверк. Если кто не знает, характерная деталь этого танца — энергичное покачивание той частью тела, в которой у пчелки расположено жало.

Зрелище, честно говоря, довольно унылое. Хореография однообразна, с синхронностью у пчелок большие проблемы. И любопытно во всем этом только одно: вместо пчелиной желто-черной гаммы сценические костюмы, обтягивающие умеренно соблазнительные филейные части, выполнены в оранжево-черных цветах со всеми вытекающими патриотическими ассоциациями.

Это и показалось забавным блогерам, благодаря трудам которых видеоролик распространился, как вирус. И тут где-то по пути сработал принцип «испорченного телефона»: кто-то обратил внимание на слово «школа», не заметив определения «танцевальная», это наложилось на сказочный сюжет номера, и в результате сложилось впечатление, будто перед нами концерт школьной самодеятельности, а девушки — несовершеннолетние.

И началось. Послышались гневные голоса: как можно детям участвовать в таком развратном шоу?! К хору возмущенной общественности вскоре подключились детский омбудсмен Павел Астахов и вездесущий поборник нравственности Виталий Милонов. Последний заявил, что танец поставлен «на утеху педофилам».

Напрасно руководители танцевальной школы пытались объяснить, что почти все участницы танцевального номера совершеннолетние, а немногие девушки 16-17 лет занимаются этими танцами с согласия родителей, что родители присутствовали на концерте и остались вполне довольны. Если «мнение общественности» не соответствует фактам, тем хуже для фактов.

После словесной артподготовки в бой вступили отборные силы. На сайте Следственного комитета РФ появилось следующее сообщение: «На ролике продемонстрирован танцевальный номер под названием „Пчелки и Винни-Пух“, в ходе которого группа несовершеннолетних девочек выступает на сцене в откровенных нарядах и исполняет групповой танец, так называемый тверкинг. По данному факту следственными органами Следственного комитета Российской Федерации по Оренбургской области организована доследственная проверка».

Собственно, «откровенные наряды» представляют собой обычные гимнастические купальники, примерно в таких, если не считать расцветки, выступает множество спортсменок, и даже, страшно подумать, сама Алина Кабаева в подобном наряде завоевывала олимпийское золото. Но кого волнуют такие подробности, если речь идет о защите детской нравственности? И вот уже СК рапортует об обнаружении признаков состава преступления по статье 135 УК ― «развратные действия». Между прочим, если в отношении двух и более лиц (а пчелок на сцене намного более двух), то до двенадцати лет лишения свободы. Если же организованной группой (а что такое танцевальная школа, если не организованная группа?), то до пятнадцати.

И вот промежуточный итог: школа закрыта. Говорят, что временно, пока проводится проверка. Но, как известно, самое постоянное — это временное. Пространство зачищено. Для девушек, желающих потанцевать, остаются ночные клубы, что, конечно же, куда более приемлемо с точки зрения нравственности.

Тем временем развернулась еще одна битва с безнравственностью. Режиссер Варвара Фаэр, постановщик нашумевшего «Берлуспутина» в Театре.doc, ставит в Пскове документальную пьесу «Банщик». Действие происходит, представьте себе, в бане. И вот группа актеров, занятых в спектакле, отказывается в нем участвовать: в бане же обнаженка! И (о ужас!) ненормативная лексика; пьеса-то написана на основе не особенно приглаженных монологов реальных людей, как того требует стилистика документального театра.

И вот актеры пишут возмущенное письмо министру культуры: «пьеса вдруг превращается в очень типичное сегодня, предсказуемое произведение „современного искусства“, ожидаемое, понятное в наших сегодняшних культурных реалиях... Безусловно, интригой для гурманов станет степень оголенности артисток, ведущих свои монологи в общественной бане. Конечно же, героини будут пить пиво и откровенно, пьянея, говорить о жизни и сексе...» И Мединский уже заявил, что готов встретиться с авторами письма. На встречу с создателями новосибирского «Тангейзера» у него времени не нашлось.

Театр, надо сказать, не солидаризировался с мнением авторов письма. «Ни о каком запрете или снятии спектакля речь не шла и не будет идти. Окончательное мнение все равно остается за зрителем, и именно оно станет решающим», — говорится в пресс-релизе театра. Только премьера уже перенесена на месяц: часть актеров отказывается репетировать, художник их поддерживает, а потому декорации не готовы и непонятно, будут ли готовы когда-нибудь. Премьера все же назначена на середину мая, билеты продаются, но судьба спектакля остается неясной. А Новосибирский оперный театр тоже ведь всеми силами поддерживал «Тангейзера», но все знают, чем это кончилось...

Похоже, события развиваются стремительно и зачистка культурного поля переходит в новую стадию. Если в «Тангейзере» были задеты чувства верующих, а религия теперь претендует на роль заменителя государственной идеологии, если в некоторых возмутивших «общественность» спектаклях присутствует политический подтекст, то теперь уже ополчились на самый безобидный эротизм.

В советские времена эта составляющая искусства была под жестким запретом; коммунистические идеологи если не понимали, то нюхом чувствовали, что не контролируемая государством личная жизнь делает человека более свободным. Разумеется, никто не смог бы вытеснить эту сферу из человеческой жизни, но загнать в «подполье», запретить об этом говорить — вполне. Такое оруэлловское двоемыслие: эротика есть, и в то же время ее нет.

И теперь страна возвращается к тому же состоянию. Но вот что интересно: люди, которые реализуют идеологические зачистки сейчас, — вовсе не те, кто занимался этим при советской власти. Те коммунистические деятели в большинстве своем уже на пенсии. Тому же Владимиру Мединскому, когда распался СССР, исполнился 21 год. Они повзрослели и сформировались как личности уже в новые времена. Но такое ощущение, что до поры до времени дремал в них какой-то «ген совковости» и теперь, когда «государственные интересы» пришли в противоречие с личной свободой граждан, «общественность» с энтузиазмом принялась загонять культуру в идеологические рамки.

И это значительно опаснее, чем доморощенный оренбургский тверк.

ЧИТАЙТЕ И СМОТРИТЕ ТАКЖЕ:

Если бы политики знали про тверк: как танцуют Медведев, Кадыров, Лужков, Ельцин и другие

Предшественники оренбургских пчелок: как в России запрещали танцы

util